Постоянные изменения налогового законодательства в связи с происходящим реформированием налоговой системы РФ и вступлением в силу новых глав НК РФ, изменения в методике бухгалтерского учета и правовом регулирова¬нии деятельности российских предприятий, а также недостаточное количе¬ство профессиональных кадров зачастую порождают большое количество оши¬бок. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Главный бухгалтер несет ответ¬ственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского уче¬та, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчет-ности.
Причин налоговых правонарушений немало, они носят как объективный, так и субъективный характер.
К объективным причинам налоговых правонарушений можно отнести:
• нестабильность налогового законодательства, которая значительно ус-ложняет деятельность предприятий;
• отсутствие устойчивых и полноценных информационных каналов по
вопросам налогового законодательства и другие причины.
К субъективным причинам налоговых правонарушений можно отнести:
• недостаточную базовую подготовку учетных работников;
• недостаточное внимание бухгалтеров отслеживанию изменений налого¬вого законодательства и положений о бухгалтерском учете, а также другие причины.
Обеспечение и защита прав налогоплательщиков
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административ¬ная и судебная защита их прав и законных интересов.
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (пла-тельщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами.
Налогоплательщик имеет право:
1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов
и их должностных лиц
2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установлен¬ном законодательством о налогах и сборах
4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ
5) на своевременный зачет и возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения
по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых
проверок
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов
9) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательст¬ва о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогопла¬тельщиков
10) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и иным федеральным законам
11) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц
12) требовать соблюдения налоговой тайны
13) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц
Конституционный суд в своем Определении от 20.02.02 г. № 22-О подтвердил, что налогоплательщик, выигравший судеб¬ный спор с налоговой инспекцией, вправе потребовать с государ¬ства возмещения своих расходов на адвокатов, которые представ¬ляли его интересы в суде.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязан-ностями должностных лиц налоговых органов.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.91 г. № 943-1 за невыполнение или ненадлежащее выпол¬нение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственнос¬ти в соответствии с действующим законодательством.
Соответствующими ст. УК РФ установлена уголовная ответственность должностных лиц:
1) ст. 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности»;
2) ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих
коммерческую или банковскую тайну»;
3) ст. 140 «Отказ в предоставлении гражданину информации»;
4) ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»;
5) ст. 286 «Превышение должностных полномочий»;
6) ст. 293 «Халатность»;
7) ст. 315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судеб-ного акта».
Обязанности налогоплательщиков
1
Рис 11.1. Обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики—организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, приведенных на рис. 11.1, обя¬заны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
1) об открытии или закрытии счетов — в 10-дневный срок;
2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее 1 месяца со дня начала такого участия;
3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, -в срок не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации или ликвида-ции;
Налоговая декларация
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогопла¬тельщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках до¬ходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Бланки налого¬вых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде по-чтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникаци-онным каналам связи.
Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС России.
Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем нало¬гам идентификационного номера налогоплательщика.
Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, ре-гиональным и местным налогам издаются МНС России по согласованию с Минфином России, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой деклара¬ции неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, при¬водящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации произ-водится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается по-данной в день подачи заявления.

Понятие налогового правонарушения

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправ¬ное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных по¬следствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вслед¬ствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогово¬го правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предус¬мотрены НК РФ.
Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за соверше¬ние одного и того же налогового правонарушения.
Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физи-ческим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава пре¬ступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответ¬ствующих оснований от административной, уголовной или иной ответствен¬ности, предусмотренной законами РФ.
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение нало-гового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причи-тающиеся суммы налога и пени.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным за-коном порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.
Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за соверше¬ние налогового правонарушения при истечении сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового право-нарушения.
1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или
семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения
либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совер-шение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это пра¬вонарушение, истекли 3 года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонаруше¬ния применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме пре¬дусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ.
Срок давности привлечения за налоговое правонарушение следует отличать от срока давности взыскания налоговых санкций, который представляет собой срок, до истечения которого налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции (не позднее 6 месяцев со дня обнару¬жения налогового правонарушения и составления соответствующего акта).

Налоговые санкции

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогово¬го правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятель-ства, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза.
При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, за нарушение законо-дательства о налогах и сборах, подлежит перечислению только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.
Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков толь¬ко в судебном порядке.
Наибольшая ставка штрафа, которая сегодня применяет¬ся, — это 40% суммы неуплаченного налога за умышленное занижение налогооблагаемой базы или неправильное исчисле¬ние налога. До принятия Налогового кодекса РФ за неправо¬мерное уменьшение налогов взималась сумма, равная 100 про¬центам суммы сокрытой или заниженной прибыли (100% суммы Налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения). Плюс к этому налогоплательщик должен был заплатить штраф с этой суммы. При повторном же подобном нарушении сумма штрафа увеличивалась вдвое. Таким образом, в настоящее время раз¬мер налоговой санкции снизился более чем в 15 раз.
В случае, если эксперт, переводчик или специалист отка¬зываются от участия в проведении налоговой проверки, они мо¬гут быть наказаны штрафом в размере 500 руб. При этом за дачу экспертом заведомо ложного заключения штраф составля¬ет одну тысячу рублей.
Особое место в налоговом законодательстве отведено от¬ветственности коммерческих банков за нарушение ими обязан¬ностей, возложенных на них налоговыми законами.
В частности, за открытие банком счета налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или при наличии у банка решения налогово¬го органа о приостановлении операций по счетам этого лица на коммерческий банк налагается штраф в размере десяти тысяч рублей.
Кроме того, в случае несообщения банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем с этого банка взыскивает¬ся штраф в размере двадцати тысяч рублей.
Если же банк совершил действия, создавшие ситуацию от¬сутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в от¬ношении которого в банке находится инкассовое поручение на¬логового органа, то на банк налагается штраф в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы налогов.
В том случае, если у банка имеется решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплатель¬щика, а банк исполнил поручение последнего на перечисление средств с этого счета, с банка взыскивается штраф в размере 20% суммы, перечисленной в соответствии с поручением нало¬гоплательщика, но не более суммы задолженности налогопла¬тельщика в бюджет.
Так же как и с налогоплательщика, взыскание налоговых санкций с банков осуществляется только по решению суда.

Добавить комментарий