Межбюджетные отношения — отношения между органами госу-дарственной власти Российской Федерации, органами государствен¬ной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса. Межбюд¬жетные отношения существуют в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление. Но складываться они могут на разных основах (принципах). Принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюд¬жетным системам соответствует высокий уровень централиза¬ции бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративные бюджетные системы строятся на прямо противоположных осно¬вах. Им присуща высокая степень самостоятельности территори¬альных бюджетов при соблюдении единства общегосударствен¬ных интересов. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюд¬жетного федерализма.
Бюджетный федерализм – бюджетные взаимоотношения центра и регионов.
Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений:
• распределение и закрепление расходов бюджетов по опреде¬ленным уровням бюджетной системы РФ;
• разграничение (закрепление) на постоянной основе и рас¬пределение по временным нормативам регулирующих дохо¬дов по уровням бюджетной системы РФ;
• равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджет¬ных прав муниципальных образований;
• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспечен¬ности субъектов РФ, муниципальных образований;
• равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с феде¬ральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимо¬отношениях с бюджетами субъектов РФ.
Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов.
Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствую¬щими бюджетами законодательством РФ. К собственным дохо¬дам бюджетов относятся:
• налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответ-ствующими бюджетами;
• неналоговые доходы, за исключением доходов от использо¬вания имущества, находящегося в государственной или му¬ниципальной собственности;
• безвозмездные перечисления.
При этом финансовая помощь не относится к собственным до¬ходам соответствующего бюджета.
Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы от¬числений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федера¬ции или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным ви¬дам доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюд¬жете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, кото¬рый передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Бюджетное регулирование — это процесс, осуществляемый ор¬ганами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социаль¬но-экономического развития территориальных образований пу¬тем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого, при недостат¬ке доходного потенциала на соответствующих территориях. Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов. К межбюджетным отношениям относят и предоставление финансовой помощи (дотации, субвенции и др.), а также взаимные расчеты и бюджетные компенсации. Крат¬ко охарактеризуем каждую форму.
Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Эта форма финансовой помощи является традицион¬ной.
Нормативно-долевая дотация (трансферт) — сумма, выделяе¬мая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмезд¬ной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финан¬совой поддержки регионов (ФФПР) или фонда финансовой под¬держки муниципальных образований (ФФПМО), создаваемых со¬ответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации, исходя из утверждаемых законами об этих бюджетах долях (процентов) субъектов Федерации или муниципальных об¬разований в указанных фондах. Методика расчета нормативно-до¬левой дотации направлена на осуществление горизонтального вы¬равнивания бюджетных доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам. Источник выделения нормативно-долевой дотации — целевой бюджетный фонд, который формируется в определенном размере от суммы налоговых поступлений.
Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, фи¬зическому или юридическому лицу на условиях долевого финан¬сирования целевых расходов.
Бюджетное право определяет, в частности, бюджетный процесс: состав и порядок обязательных действий государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. На различных бюджетных уровнях этот процесс может выглядеть по-разному, в соответствии с законодательством того или иного субъекта процесса. Подробнее бюджетный процессе на Федеральном уровне мы рассмотрим на практическом занятии.
Исполнителем доходной части бюджета занимается – министерство налогов, таможня и государственное имущество, расходной части – через казначейскую систему. Очень важно чтобы не было кассовых разрывов, т.е. задержка между поступлением и выделением денег!
Доходы бюджета
Функционирование государственного бюджета представляет собой единство двух процессов: формирование бюджетных доходов и реализация бюджетных расходов.
Доходы государственного бюджета выражают ту часть бюджетных отношений, которая заключается в передаче государству физическими и юридическими лицами части национального дохода – формировании бюджетного фонда.
Главным источником образования бюджетного фонда являются налоговые платежи. Объем и структура налоговых платежей определяется законодательством, которое, как отмечалось, должно быть весьма гибким. Это означает, что и состав налогов в государстве и величины налоговых ставок постоянно меняются. Однако принципиальная схема структуры налогов в любом государстве и в любой период времени остается стабильной. Такая схема приведена на рис. 2.2.3.
Прямые налоги – это обязательные платежи, которые устанавливаются на доход или имущество налогоплательщика, который самостоятельно уплачивает его государству (подоходный).
Косвенные налоги – это обязательные платежи, которые включаются в цену товара, оплачиваются потребителем, а перечисление их государству производит продавец (налог с продаж, НДС, акциз).
Разумное сочетание прямых и косвенных налогов позволяет создать твердую доходную базу государства, в частности – государственного бюджета. Такое сочетание необходимо в силу того, что разные виды налогов связаны с разными сторонами экономической жизни.

Безымянный
Рис. 2.2.3. Схема структуры налогов
Объем взимаемых прямых налогов зависит в первую очередь от уровня производства, которое формирует их налогооблагаемую базу (доходы предприятий и населения). Главную часть налогооблагаемой базы косвенных налогов образует потребление (объем покупок, совершаемых физическими и юридическим лицами). Потребление и производство связаны между собой, однако эта связь является более сложной, чем прямая. Падение производства, например, не приводит к адекватному падению потребления и наоборот. В связи с этим можно утверждать, что стабильной основой доходов государства являются именно косвенные налоги, а прямые – резко колеблются в зависимости от изменения экономической ситуации.
С точки зрения того, кто является плательщиком прямого налога, различают прямые налоги, уплачиваемые исключительно юридическими лицами, уплачиваемые исключительно физическими лицами и уплачиваемые и теми и другими.
Косвенные налоги включают в себя:
акцизы – косвенные налоги, которые устанавливаются в процентах от продажной цены товара; они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли;
таможенные пошлины – платежи, которые выплачиваются при пересечении товарами государственной границы в ходе экспортных (экспортные пошлины) и импортных (импортные пошлины) операций; подобно акцизам таможенные пошлины носят индивидуальный характер, т.е. устанавливаются в разном размере на разные виды товаров;
фискальные монополии – платежи, которые выплачиваются юридическими и физическими лицами за услуги, предоставляемые им государственными организациями; примерами фискальных монополий являются, например, плата за различные государственные лицензии, разрешения, оформление документов и т.п.
Определенная часть доходов государственного бюджета имеет неналоговый характер: главным образом это условные доходы от реализации государственных ценных бумаг по линии государственного кредита и, кроме того, определенные доходы возникают от эксплуатации государственного имущества, например, дивиденды по акциям предприятий, находящимся в собственности государства, доходы казенных предприятий и т.п.
В процессе приватизации в государственный бюджет поступают доходы от продажи государственной собственности. В 90-е годы 20-го века важным источником доходов бюджета являлись кредиты международных экономических организаций, в частности, Международного валютного фонда.
Описанная выше система доходов охватывает всю бюджетную вертикаль, по существу – это доходы консолидированного бюджета Российской Федерации. Реализация принципа бюджетной автономии требует распределения доходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами. Главной тенденцией развития бюджетной системы в настоящее время является сокращение доходов (а, следовательно – расходов) федерального бюджета путем передачи все большей их доли в региональные бюджеты. Для этой цели в составе налогов выделяются:
– налоги, имеющие статус закрепленных доходных источников; доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в бюджет, за которым они закреплены (например, транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта федерации, гербовой сбор, государственная пошлина и налог с наследуемого и даруемого имущества целиком закреплен за местными бюджетами);
– налоги, имеющие статус регулирующих доходных источников; по этим налогам доходы распределяются между бюджетами разных уровней по нормативам, устанавливаемым на очередной финансовый период (как правило, год, но на практике и на квартал) по вертикали: при утверждении федерального бюджета – для отчислений в бюджеты субъектов федерации, при утверждении бюджета субъекта федерации – отчислений в местные бюджеты его территорий.

Добавить комментарий