В результате пенсионной реформы, начатой в 2001 г. в России была сформирована трехуровневая пенсионная система, состоящая из:

  • Базовой – фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме;
  • Страховой – части трудовой пенсии, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемой на его индивидуальном счете;
  • Накопительной – части, которую можно увеличить путем инвестирования через управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Накопительная часть трудовой пенсии финансируется за счет страховых взносов, составляющих 2-3% от заработной платы.

Новая  пенсионная система позволяет ввести  элементы накопительной системы с тем, чтобы они существовали наряду с распределительной системой. При этом при формировании накопительной системы были сделаны попытки максимально минимизировать издержки переходного периода, для чего выбрано поэтапное введение накопительной системы.

Проект реформы предполагает завершение формирования новой пенсионной системы и к 2025 году увеличение доли накопительного компонента до 41.5%.

Прогноз динамики развития пенсионной системы Российской Федерации.

Ежегодные взносы в базовый и страховой пенсионные компоненты, млрд. долл. США

Ежегодные взносы в накопительный пенсионный компонент, млрд. долл. США

Средства, аккумулированные в накопительной системе

Млрд. долл. США

% к ВВП

2002

15,6

1,3

1,3

0,4

2003

16,9

1,4

2,9

0,9

2005

19,9

2,6

8,4

2,2

2007

22,6

3,8

17,5

4

2010

26,9

5,1

37,3

7,5

2015

36,6

8,3

93,6

15,2

2020

43,6

11,1

188,2

25,8

2025

48,5

13,1

326,3

41,5

Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации. www.creditrussia.ru

Существует три варианта того, как можно распорядиться  накопительной частью пенсии:

Первый вариант – оставить пенсионные накопления в Пенсионном Фонде РФ под управлением государственной управляющей компании. Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.01.03 № 34 государственной управляющей компанией назначен Внешэкономбанк (ВЭБ). Денежный средства остаются в федеральной собственности и поступают в государственную управляющую компанию в том, случае если гражданин РФ не сделал выбор в пользу другой управляющей компании.  Главная цель: обеспечивать сохранность средств пенсионных накоплений граждан.

Второй вариант – в качестве управляющей компании может быть выбрана частная Управляющая компания (УК). При выборе данного варианта накопительная часть пенсионных сбережений будет храниться в основном Пенсионном Фонде РФ, однако управление средствами будет производиться выбранной негосударственной Управляющей компанией. Управлять накопительной частью пенсионных сбережений могут лишь те компании, которые ранее заключили договор с Пенсионным фондом РФ.

Третий вариант – управление накопительной частью трудовой пенсии производится под контролем Негосударственного пенсионного фонда (НПФ). В данном случае хранение накопительных сбережений происходит не в Пенсионном Фонде РФ, а непосредственно в НПФ. Инвестировать полученные на хранение средства НПФ может как самостоятельно, так и через Управляющую компанию, с которой заключен соответствующий договор на право осуществления данной деятельности.

Сравним варианты управления накопительной частью пенсии по следующим критериям.

  1. Основные объекты инвестирования;

Государственная управляющая компания имеет два инвестиционных портфеля для инвестирования средств пенсионных накоплений граждан:

  • инвестиционный портфель Государственные ценные бумаги, дополненный облигациями российских эмитентов, в случае если они гарантированы Российской Федерацией; в данный портфель инвестируются средства пенсионных накоплений граждан, целенаправленно выбравших указанный способ.
  • расширенный инвестиционный портфель, включающий в себя государственные ценные бумаги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, облигации российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях, облигации международных финансовых организаций, депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях. В расширенном инвестиционном портфеле инвестируются средства пенсионных накоплений граждан, выбравших указанный инвестиционный портфель, а также тех, кто не воспользовался правом выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.

Частные управляющие компании имеют право на вклады в следующие виды ценных бумаг:

  • облигации: государственные облигации РФ, облигации субъектов РФ и муниципалитетов, а также корпоративные облигации отечественных эмитентов;
  • акции отечественных эмитентов;
  • ипотечные ценные бумаги;
  • рублевые депозиты и вклады иностранной валюты в кредитные организации;
  • паевые инвестиционные фонды;
  • вклады в государственные ценные бумаги других государств;
  • облигации и акции иностранных эмитентов.

При этом вклады в иностранные ценные бумаги не могут составлять более определенного процента (традиционно не более 5%).

Негосударственные пенсионные фонды имеет право самостоятельно или, заключив договора с несколькими УК, размещать средства в следующие активы:

  • государственные ценные бумаги РФ (до 40%);
  • облигации, выпущенные от имени муниципальных образований (до 40%);
  • облигации российских хозяйственных обществ (до 80%);
  • акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами (до 65%);
  • ипотечные ценные бумаги (до 40%);
  • денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях (до 80%);
  • паи, размещенные в государственные ценные бумаги, облигации и акции иностранных государств — начиная с 2010 г.

Решение о размещении средств пенсионных накоплений принимается в зависимости от инвестиционных целей и прописывается в инвестиционной декларации.

Существующие законодательные нормы, ограничивающие размер инвестиций в различные классы активов, в соответствии с которыми действуют государственная и частная системы пенсионного обеспечения, представлены в Таблице 2.

Таблица 2.Законодательно установленные ограничения по инвестиционным инструментам.

Инструмент

Государственные пенсионные накопления

(ВЭБ – консервативный портфель)

Государственные пенсионные накопления (ВЭБ – расширенный портфель)

Государственные пенсионные накопления (не ВЭБ)

Частные пенсионные накопления (НПФ)

Государственные обязательства

100%

100%

100%

100%

в том числе в иностранной валюте

80%

80%

100%

100%

Обязательства субъектов федерации

0%

10%

40%

80%

Обязательства муниципальных образований

0%

0%

40%

80%

Обязательства российских компаний

0%

40%

80%

80%

Акции российских компаний

0%

0%

65%

70%

Ценные бумаги зарубежных организаций

0%

20%

20%

30%

Ипотечные ценные бумаги

0%

20%

40%

20%

Вклады в банках

80%

100%

80%

80%

Паевые инвестиционные фонды

0%

0%

0%

70%

Недвижимость

0%

0%

0%

10%

Источник: Федеральный закон № 75 «О негосударственных пенсионных фондах», Постановление Правительства РФ № 379

Сравнивая структуру инвестиционных портфелей ГУК, ЧУК и НПФ можно сказать, что ВЭБ инвестирует средства в основном в государственные ценные бумаги, тогда как НПФ – в акции и облигации ведущих российских компаний высшей категории надежности, банковские депозиты и некоторые другие финансовые инструменты в соответствии с законодательством. Поэтому доходность НПФ в средне- и долгосрочной перспективе, безусловно, будет выше. Это же можно сказать и о частных управляющих компаниях, представляющих на фондовом рынке интересы Пенсионного фонда России за определенное вознаграждение.

Инвестиционный портфель госбумаг ГУК ,представленный на Рисунке1 имеет относительно небольшой объем: по состоянию на конец 2010 года его стоимость составила 2,39 млрд. руб.

Рисунок 1. Структура инвестиционного портфеля Государственные ценные бумаги ГУК

 

Основная же часть средств оказалась сосредоточена в расширенном инвестиционном портфеле ГУК, представленном на Рисунке 2 его стоимость составила 737,54 млрд. руб.

Рисунок 2. Структура расширенного портфеля ГУК

 

В его составе снизилась доля государственных ценных бумаг с 80,4% по сравнению на 1 января 2010 года на 72% в начале 2011 года. Также добавились новые инструменты инвестирования, но пока их доля невелика.

В совокупном инвестиционном портфеле ЧУК на Рисунке 3 также произошли изменения. Доля акций и облигаций российских хозяйственных обществ увеличилась, тогда как доля государственных ценных бумаг уменьшилась, что говорит о перераспределении средств в более рисковые активы.

Рисунок 3. Структура инвестиционного портфеля ЧУК

 

Стоимость совокупного инвестиционного портфеля НПФ на Рисунке 4 также увеличилась и составила 798,6 млрд. руб.

 Рисунок 4. Совокупный инвестиционный портфель НПФ

 

Наиболее проблемным является вопрос о том, как гарантировать сохранность пенсионных накоплений .Многолетний опыт развитых стран в этом вопросы показывает, что государственные структуры (в России это ВЭБ, ПФР),вкладывая пенсионные накопления в государственные ценные бумаги, не в состоянии обеспечить доходность, превышающую уровень инфляции в долгосрочной перспективе, даже при самых благоприятных условиях, как то: отсутствие дефолтов, сбалансированный бюджет и т.п.

Так, по результатам инвестирования средств 22 государственных пенсионных фондов разных стран лишь 10 получили реальный доход, и только в 2 странах (в Южной Корее и Малайзии) средняя реальная доходность превысила 3% годовых. [1]

Чтобы повысить доходность, нужно диверсифицировать инвестиционный портфель, вкладывая пенсионные накопления в акции и облигации, что возможно при выборе ЧУК и НПФ. Однако в этом случае возрастают не только шансы на получение высоких прибылей, но также и риски значительных убытков, что не дает инвестору гарантий возврата вложенных средств в полном объеме. Государство через законодательство[2] старается снизить риски, предусматривая следующие меры: назначение государственного уполномоченного органа, создание Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений, контроль над УК со стороны спецдепозитария, обязательное страхование ответственности, обязательный аудит ПФР, УК и спецдепозитария, принятие кодексов профессиональной этики.

Однако необходимо заметить, что накопительная система работает эффективно только в том случае, когда средства идут в реальный сектор экономики, поэтому инвестиционно-привлекательными являются вложения в долговые бумаги субъектов РФ, в ценные бумаги международных организаций, а также в тесно связанные с реальным сектором ипотечные ценные бумаги, которые, к сожалению, как показывает структура, мало применяются.

  1. Доходность и риск;

При выборе фонда также стоит обратить внимание на их доходность и риск вложения. Средства, размещенные в ВЭБ, как правило, обладают доходностью ниже уровня инфляции. Риск признается минимальным, т.к. денежные средства  могут быть вложены  лишь в высоконадежные средства. Существует риск обесценивания средств, так как доходность не покрывает инфляцию. По итогам 2011 года доходность по портфелю государственных ценных бумаг составила 5,9%, а по по расширенному пенсионному портфелю годовой результат составил 5,47%.

Выбирая частную управляющую компанию, доходность от инвестиций пенсионных накопления будет выше уровня инфляции. Работает непосредственно на рынке, имеет право приобретать все разрешенные классы активов. Риски же связаны с широким выбором инструментов для инвестирования.

Доходность от вложений НПФ так же, как правило, выше уровня инфляции, но работая через УК, он является посредником, что снижает доходность. При этом возможность привлечения к управлению пенсионными накоплениями нескольких УК для диверсификации инвестиционного портфеля позволяет снизить риск.

  1. Стоимость обслуживания пенсионных накоплений;

Важным критерием при выборе то или иного варианта управления пенсионными накоплениями является стоимость обслуживания. Данные о процентах, получаемых от инвестирования, представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Стоимость обслуживания

Стоимость обслуживания

Государственная управляющая компания

Частные управляющие компании

Негосударственный пенсионный фонд

10% — с дохода + оплата услуг специализированного депозитария + расходы ПФР на ведение ИЛС + налоги

15% от дохода НПФ  + до 10% от дохода — УК + оплата услуг специализированного депозитария + расходы ПФР на ведение ИЛС + налоги

  1. Открытость и прозрачность обслуживания;

Одной из основных задач, которую должна решить данная реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Доверяя управление накопительной частью ГУК или ЧУК, клиент будет получать информацию не чаще, чем один раз в год. При этом не заключается никакого индивидуального договора с клиентом.

Обслуживание же в негосударственном пенсионном фонде позволяет получить застрахованному лицу точную и максимально полную информацию о доходности операций по его требованию. С клиентом заключается индивидуальный договор, а также предоставляется возможность пенсионных консультаций с целью выбора оптимального варианта портфеля инвестиций. Такая политика обеспечивает индивидуальный подход и  прозрачность, открытость пенсионной системы

На данный момент из почти 70 млн. чел., формирующих накопительную часть пенсии 63 млн. выбрали государственную управляющую компанию (ГУК), частные управляющие компании (ЧУК)- 0,9 млн.чел. и НПФ — 5,7 млн.чел. Последние – работники крупных корпораций, чьи работодатели финансируют и негосударственное пенсионное обеспечение.

Абсолютные суммы пенсионных накоплений на 1 квартал 2011 года распределены следующим образом и представлены в Таблице 4: ГУК – 944,29 млрд. руб. (76,7%); ЧУК – 23,1 млрд. руб.(1,9%), НПФ – 263,7 млрд. руб.(21,4%). Общая сумма их пенсионных накоплений составила 1231,03 млрд. руб.

Таблица 4. Средства накопительного компонента пенсионной системы

 

Источник: по данным Министерства финансов РФ.

Пенсионные накопления граждан – это денежные ресурсы, имеющие особую важность для страны. Развитые страны активно их используют для поддержания национальной экономики, в России же они в большинстве своем находятся в собственности у государственной управляющей компании, инвестирующей денежные средства только в низкодоходные и малорисковые ценные бумаги.  Для того чтобы изменить ситуацию государству необходимо поощрять передачу накоплений в руки высокоэффективных частных управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов



[1] Данные исследования Мирового Банка

[2] Федеральный закон № 111 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»

вклады в государственные ценные бумаги других государств; Рисунок 1. Структура инвестиционного портфеля Государственные ценные бумаги ГУК

p align=»center»

Добавить комментарий