Система показателей для анализа прибыли и рентабельности
Экономическая эффективность деятельности предприятий оценивается относительно анализа показателей прибыли и рентабельности (доходности). В общем виде показатель экономической эффективности выражается формулой:
Ээ = Экономический эффект (прибыль) / Ресурсы или затраты*100 %
Для расчета числителя формулы используются системы оценки прибыли: бухгалтерской (общей), от реализации продукции и чистой прибыли (после налогообложения). В знаменателе формулы берутся ресурсы (инвестиции), имущество (активы), себестоимость реализации товаров (продукции, работ, услуг).
На практике следует давать оценку анализу показателей экономической прибыли и рентабельности. Экономическая рентабельность – параметр, исчисленный исходя из величины прогнозной (потенциальной) прибыли, отраженной в бизнес-плане инвестиционного или инновационного проекта (программы). Финансовая рентабельность определяется на базе реальной прибыли, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия.
Выделяют также оценку рентабельности капитала и рентабельности деятельности (таблица 7.8)
Таблица 7.8. Общий анализ показателей прибыли и рентабельности
предприятия, %

Согласно данным таблицы, следует сделать вывод об эффективной работе предприятия, так как, исходя из результатов анализа, в отчетном периоде по сравнению с базисным значительно увеличились показатели прибыли и рентабельности акционерного общества, производства, активов, собственного капитала, инвестиций и объема продаж.
Главным показателем анализа прибыли и рентабельности можно считать оценку доходности объема продаж и расчет влияющих на нее факторов, такие как цена и себестоимость продукции.

В производстве повышение рентабельности производится следующим образом:
— увеличение нормы прибыли на один рубль объема продаж;
— повышением скорости оборачиваемости инвестиций;
Скорость оборачиваемости повышается следующими способами:
— увеличив объем продаж, не изменяя при этом размер инвестирования;
— уменьшив объем инвестиций, необходимых для удержания уровня продаж;
Последний способ приводит к снижению производства и не приводит к удовлетворению потребностей экономического роста хозяйства.
