Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Бюджетная система страны – это совокупность федерального бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, основанная на экономических отношениях и юридических нормах.
Уровни бюджетной системы РФ. Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конститу¬циях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная сис¬тема Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных вне¬бюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональ¬ных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие “консолидированный бюджет” РФ. Он не утверждается и используется для анализа показателей бюджетной системы.
Схема консолидированных бюджетов представлена на рис.2.2.2.
Безымянный
Рис.2.2.2. Консолидированный бюджет Российской Федерации
Консолидированный бюджет субъектов Федерации выполняет функции объединения бюджетных показателей территорий. В нем отражаются результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе, условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации.
Бюджетная система РФ основывается на следующих принципах:
• единства;
• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет¬ной системы;
• самостоятельности бюджетов;
• полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже¬тов государственных внебюджетных фондов;
• сбалансированности бюджета;
• эффективности и экономности использования бюджетных средств;
• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
• гласности;
• достоверности бюджета;
• адресности и целевого характера бюджетных средств.
Рассмотрим эти принципы более подробно.
Принцип единства бюджетной системы означает единство пра¬вовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финанси¬рования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ве¬дения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, терри¬ториальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд-жетной системы состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществле¬нию расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местно¬го самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов провозглашает:
• право законодательных (представительных) органов государ¬ственной власти и органов местного самоуправления на каж¬дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществ¬лять бюджетный процесс;
• наличие собственных источников доходов бюджетов каждо¬го уровня бюджетной системы, определяемых в соответст¬вии с законодательством РФ;
• законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже¬тов, полномочий по формированию доходов бюджетов каж¬дого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым зако¬нодательством РФ;
• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефици¬тов соответствующих бюджетов;
• недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен¬ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм эконо¬мии по расходам бюджетов;
• недопустимость компенсации за счет бюджетов других уров¬ней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расхо¬ды подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулирован¬ных в бюджетной системе.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных вне¬бюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уп¬лате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года (т.е. в каждом звене б.с. доходы и расходы отражаются в полном объеме).
Принцип сбалансированности бюджета регламентирует поло¬жение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости ми¬нимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюд¬жетных средств состоит в том, что при составлении и исполне¬нии бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения задан¬ных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием опреде¬ленного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финанси¬рования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.
Принцип гласности означает:
• обязательное опубликование в открытой печати утвержден¬ных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту пред¬ставления информации о ходе исполнения бюджетов, а так¬же доступность иных сведений по решению законодатель¬ных (представительных) органов государственной власти, ор-ганов местного самоуправления;
• обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызываю¬щим разногласия либо внутри законодательного (представи¬тельного) органа государственной власти, либо между зако¬нодательным (представительным) и исполнительным органа¬ми государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показа¬телей прогноза социально-экономического развития соответст¬вующей территории и реалистичность расчетов доходов и расхо¬дов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряже¬ние конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.
В зарубежных публикациях большое внимание уделяется прин¬ципу прозрачности бюджета, который означает от¬крытость и гласность в отношении структуры и функций государ¬ственного аппарата, целей фискальной политики, государствен¬ных счетов и бюджетных прогнозов. Реализация этого принципа предполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной, отвечающей международным стандартам информа¬ции о государственных операциях. Соблюдение принципа про-зрачности в бюджетной сфере позволит реально оценить текущее и перспективное финансовое положение государства, принять обоснованную экономическую политику; обеспечить контроль за действиями правительства, сравнить финансовые операции, пре¬дусмотренные бюджетами, с фактическими.
Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принци¬пов только принципы единства, самостоятельности и разграниче¬ния доходов и расходов между уровнями бюджетной системы мож¬но отнести собственно к принципам построения системы. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, больше определяют функционирование бюджета.
Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов, сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюд¬жетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уров¬ней по своим характеристикам очень разнообразны, именно по¬этому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполне¬нии бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, система¬тизацию по однородным признакам, осуществляемую путем при¬менения единой бюджетной классификации. Этот документ до 1996 года ежегодно утверждался приказами Министерства финан¬сов РФ, а необходимый Федеральный закон «О бюджетной клас¬сификации РФ» № 115-ФЗ был принят лишь в августе 1996 года.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с при¬своением объектам классификации группировочных кодов. Бюд¬жетная классификация, обеспечивая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, включает в себя:
• классификацию доходов бюджетов РФ;
• функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
• экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
• классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
• классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ.
Необходимо отметить, что законодательные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюд¬жетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, но при этом они не вправе нарушать общие принципы построения и единства бюджетной классифика¬ции Российской Федерации.

Добавить комментарий