Финансовое планирование на предприятии

Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.
Рыночная экономика как сложная и организованная социально-экономическая система требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.
Однако наряду с необходимостью широкого применения финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях, главными из которых являются:
• высокая степень неопределенности российского рынка, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни;
• незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезной финансовой работы;
• отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.
Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.
На небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании не меньше, чем у крупных. Мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время как внешняя среда у таких предприятий менее поддается контролю и более агрессивна.
Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:
• воплощает выработанные стратегические цели и форму конкретных финансовых показателей;
• обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
• предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условия конкуренции;
• служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:
• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность и, во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием и т.п.
В практике финансового планирования применяются различные методы.
Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.
Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют также нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии.
Метод денежных потоков служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов.
Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов планов с тем, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.
Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.
Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
1.На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
2.Второй этап предусматривает составление прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движения наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.
3.На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
4.На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Финансовый менеджмент представляет собой систему рационального управления движением денежных потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия в целях достижения поставленной цели. Другими словами, он связан с оптимизацией финансовых средств предприятия для достижения собственниками максимального дохода.
Финансовая служба вырабатывает и реализует стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия.
Финансовый контроль на предприятии – система действий и операций по проверке финансовых и смежных вопросов деятельности субъектов хозяйствования специальными методами. В задачи финансового контроля входят обеспечение соблюдения законности финансовой деятельности, предупреждение неплатежеспособности и банкротства, выявление внутренних резервов, повышение эффективности работы предприятия посредством более рационального расходования ресурсов, проверка правильности ведения бухгалтерского учета, определение размеров ущерба, исследование возможной ответственности менеджеров. Финансовый контроль включает контроль со стороны кредитных учреждений и акционеров.
Применяется внутренний контроль – проверка эффективности использования денежных ресурсов (собственных, заемных, привлеченных), анализ и составление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, достоверность финансовой отчетности, контроль за финансовым состоянием. Сфера государственного финансового контроля сужается. Он концентрируется на сфере экономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций. Созданы специальные контролирующие органы представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций.
Финансовый контроль, проводимый до совершения финансовых операций, называется предварительным. Он проводится для предупреждения финансовых нарушений. Проводят разработку финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, учредительных договоров, договоров о совместной деятельности.
Оперативный финансовый контроль проводится в момент совершения финансовых операций. Последующий финансовый контроль проводится путем анализа отчетной финансовой и бухгалтерской документации. В ходе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматривают отдельные вопросы финансовой деятельности и намечают меры по устранению выявленных нарушений. За деятельностью коммерческих банков надзор осуществляет Центральный банк России. Самый глубокий метод финансового контроля – ревизия.
Ревизии бывают полные и частичные, плановые и внеплановые, документальные и фактические.
Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Финансовый контроль, как и планирование, является важнейшим показателем управления финансами. Он является проявлением контрольной функции финансов и представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.
Сфера деятельности финансового контроля — процесс формирования и использования финансовых ресурсов и денежных фондов на их основе. Объект финансового контроля — различные стороны деятельности участников распределительного процесса, т.е. объект шире сферы деятельности.
Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от органов, его осуществляющих:
1) Государственный финансовый контроль:
— вневедомственный (общегосударственный);
— ведомственный (негосударственный).
2) Негосударственный финансовый контроль:
— внутрихозяйственный;
— общественный;
— аудиторский;
— страховой.
Общегосударственный (вневедомственный) контроль осуществляют высшие органы госвласти, а также специальные органы. Особенности этого контроля — то, что он проводится контролирующими организациями на каждом предприятии и организации независимо от ОПФ.
Важнейшие структуры, осуществляющие вневедомственный контроль: с законодательной стороны — через специально созданный орган — Счетную Палату РФ. Аналогичные структуры созданы на региональном и местном уровнях (называются — Счетная или Контрольная; например, есть Счетная палата при Московской Думе). Счетная Палата — юридическое лицо, подотчетное Парламенту РФ, состоит из Председателя, замов, аудиторов и аппарата, осуществляющего исполнительную роль. Основные задачи Счетной Палаты:
1. Осуществляет финансовую экспертизу проектов ФЗ и правительственных актов, федеральных органов госвласти, предусматривающие дополнительные расходы из федерального бюджета или влияющих на его исполнение.
2. Оценка обоснованности проектов Федерального бюджета и внебюджетных фондов.
3. Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств, а также использования госсобственности.
4. Контроль за своевременным исполнением доходов и расходов Федерального бюджета и внебюджетных фондов.
5. Анализ отклонений от исполнения бюджета, предложения по их устранению.
6. Контроль законности движения федеральных средств и средств внебюджетных фондов через банковскую систему.
Аудиторы возглавляют отдельные направления контрольной работы счетных палат, любой аудитор имеет свой аппарат ревизоров, контролеров. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все органы госвласти, учреждения, предприятия, органы местного самоуправления, которые финансируются из бюджета и внебюджетных фондов.
Счетная палата имеет право дать предписание проверяемой организации, обязательное к исполнению. При неисполнении предписания коллегия Счетной палаты может приостановить все виды финансовых расчетов по счетам проверяемых предприятий. Решения принимаются с согласия органов исполнительной власти.
Счетная палата — буквально единственный на федеральном уровне орган законодательной власти, контролирующий исполнительную. Укрепление финансового контроля — залог увеличения роли полномочий Счетной палаты.
Контрольную деятельность в Администрации Президента осуществляет Главное контрольное управление, занимающееся не только финансовым контролем, но и денежным, а также следит за исполнением Указов Президента.
Непосредственно финансовым контролем занимается система Минфина РФ (Контрольная роль — КРУ, а система федеральных казначейств на местах осуществляет вневедомственный контроль).
Контроль за расходованием региональных и местных бюджетов производят Минфины республик, финансовые управления и Департаменты областей, краев, округов, — на нижнем уровне — городов и районов — осуществляется вневедомственный контроль).
Контролем за своевременностью и полнотой поступления средств в бюджетную систему и внебюджетные фонды занимаются ГНС, налоговая полиция, таможенная служба. Им предоставлены широкие права, чтобы осуществлять эффективный финансовый контроль. ГНС применяют штрафные санкции, передают дела о сокрытии крупных налоговых сумм в НП, изымают у предприятия документы о сокрытии и занижении расходов, обследуют любые помещения налогоплательщика с целью выявления нарушений законодательства, приостанавливают операции по счетам в банках в случае серьезных нарушений.
Права НП: осуществление повторных проверок, административное задержание и арест имущества; право на ношение и использование в экстренных случаях оружия; внедрение своих работников в структуру предприятия, получение информации от граждан о нарушениях и налоговых преступлениях с выплатой вознаграждения до 10% от выявленных сумм.
Кроме названных общегосударственных существуют и другие органы -ЦБ.
До последнего времени вневедомственный финансовый контроль был наиболее эффективным, это объяснялось высоким профессионализмом сотрудников и независимостью интересов проверяющих структур от интересов проверяемой организации.
Ведомственный — осуществлялся госорганами отдельных ведомств, министерств, отраслей в отношении подведомственных предприятий и организаций. Наиболее распространенные структуры — контрольно-ревизионные отделы Центрального аппарата отраслевых министерств и ведомств.
В сфере материального производства существует мощный аппарат центральных ведомств, основная задача которых — контроль за целевым использованием средств из бюджетов разных уровней.
Другая распространенная система финансового контроля — отраслевые отделы региональных и местных органов власти — Департаменты образования, здравоохранения — отраслевые управления, занимающиеся управлением организации этого ведомства, финансовым контролем средств организации из бюджета этого уровня.
Ведомственный контроль осуществляет и Росстрахнадзор — за деятельностью страховых компаний (сейчас включен в состав Минфина РФ), и Федеральная комиссия по фондовому рынку и ценным бумагам.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на самих предприятиях и организациях финансовыми отделами, наиболее эффективно тот, у кого больше полномочий — Главбух — он в первую очередь осуществляет финансовый контроль при помощи других работников бухгалтерии.
Преимущество внутрихозяйственного финансового контроля — то, что он осуществляется работниками предприятия — теми, кто лучше всего знает состояние самого предприятия, однако интересы проверяющих не всегда нацелены на проявление всех финансовых нарушений. Речь идет не только о вопросе уплаты налогов, а также и о контроле за деятельностью руководства предприятия в АО, где владельцы не всегда участвуют в управлении.
Поэтому параллельно с внутрихозяйственным существует и аудиторский (независимый) контроль. Исторически он появился как ответ на потребность корпораций обеспечить эффективный контроль за администрацией, для чего заключался договор с аудиторской фирмой для проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Аудиторский контроль осуществляется конторами, имеющими на это специальную лицензию.
Аудиторский контроль может быть внешним (спец. фирмы, аудиторы) и внутренним. Различают 3 вида внешнего аудита: общий (различные стороны ФХД предприятия); банковский, страховой. В обязательном порядке внешний аудит проводят банки, страховые компании, АО, инвестиционные фонды.
Внутренний осуществляется на крупных предприятиях с филиалами, для чего создается на предприятии специальная аудиторская служба. Этот вид аудита находится на стадии формирования.
Наиболее серьезные проблемы:
— не всегда аудиторские проверки на должном профессиональном уровне;
— не всегда проверки достаточно объективны;
— аудиторы не несут материальной ответственности за качество проверки.
Общественный контроль — когда-то самый массовый вид финансового контроля. Он включал Партийные органы и комитет общественного контроля (>10 млн. человек), работающий на общественных началах без отрыва от производства (показуха). Однако, непрофессиональный уровень, отсутствие заинтересованности. Хотя он не будет выполнять решающей роли, но является важным звеном, и в настоящее время его осуществляют профсоюзы (следят за выполнением условий трудового договора) и СМИ (mass media).
Страховой контроль осуществляют страховые компании:
1. Контроль при заключении договора страхования.
2. В ходе действия договора — следят за изменением условий страхования.
3. Контроль при наступлении страхового случая (учитываются все обстоятельства — отсюда издержки страховой компании).
В процессе осуществления финансового контроля независимо от органов и видов применяются следующие методы:
1. Проверка. Проверяются отдельные вопросы ФХД предприятия, организации на основе отчетных и других документов — это самый массовый метод финансового контроля (ГНИ — тематическая проверка исчисления налога на прибыль).
2. Обследование. Охватывает более широкий круг показателей или вопросов. При этом может проводится опрос, анкетирование, может осуществляться наблюдение за ФХД предприятия.
3. Анализ. Суть анализа — изучение отдельных вопросов для установления причинно-следственных связей с применением специальных экономико- математических методов. Не все экономисты выделяют его как отдельный метод, т.к. он применяется не только при контроле, но и при планировании и на разных этапах фин. управления.
4. Ревизия — наиболее полный и обстоятельный метод контроля за ФХД предприятия по первичным и бухгалтерским документам. В отличие от проверок ревизия — более комплексный метод. Однако, не всякая ревизия охватывает всю ФХД, есть и тематические, по количеству обследуемых вопросов обширнее, чем проверки. Виды : плановые и неплановые; сплошные, тематические и выборочные. Проводится внешними организациями. Первое действие — снять денежную наличность в кассе. Составляется акт о покупюрном наличии денег в кассе, после чего она опечатывается. Выводятся и остатки в книгах бухгалтерского учета на дату начала ревизии. Затем сличаются документы с данными бухучета.
В процессе проверки, ревизии используются различные приемы финансового контроля — приемы документального и фактического контроля. Документальный — проверка документов. Сначала осуществляется формальная проверка — наличие реквизитов, подписей, печатей, отсутствие исправлений, подчисток. Затем проводится юридическая проверка — соответствие документа или совершенной операции действующего законодательству. Может проводиться арифметическая проверка, иногда — логическая (например, когда средняя з/пл работников банка составляет 650.000 рублей — нелогично). Встречная проверка — очень эффективный, но трудоемкий метод. Проводится сопоставление данных проверяемого предприятия с данными его контрагентов (проверка по счетам-фактурам). Фактический — связан с проверкой материальных ценностей, денежных средств. Наиболее распространенный способ — инвентаризация — сводится к сопоставлению фактических ценностей документальным данным бухгалтерского учета. Другие способы — обследование, обмер, взвешивание материальных ценностей, экспертная оценка качества, лабораторный анализ (прием). Формы финансового контроля (в зависимости от времен проведения):
— предварительный (перед совершением финансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов);
— текущий (в ходе реализации финансовых планов, программ);
— последующий (по результатам выполнения планов и совершения финансовых операций). Как разновидность этого контроля — ревизия.
В настоящее время наиболее серьезны 3 области финансовых нарушений:
— нарушение налогового законодательства и уход от уплаты налогов (недобор 30-40% налогов);
— незаконное (нецелевое) использование бюджетных средств (лоббирование, личные финансовые отношения);
— большое количество финансовых нарушений, ущемляющих права акционеров, мелких инвесторов как фирмами, осуществляющими незаконное привлечение финансовых средств, так и предприятиями, где руководство (администрация) осуществляет бесконтрольно ФХД.
Пути совершенствования финансового контроля:
— требуется совершенствование действующего финансового законодательства, т.к. многие нарушения происходят в силу лазеек в действующих законах;
— необходима и стабильность законодательства, т.к. нередки изменения условий уплаты налогов, деятельности на рынке ценных бумаг вследствие чего совершаются финансовые нарушения из-за несвоевременности применения изменений.
— у государства дилемма: ожесточать или ослаблять санкции по отношению к нарушителям налоговой дисциплины. Здесь речь идет о злостных нарушителях, к которым может быть применима и уголовная ответственность;
— с другой стороны, для тех предприятий и организаций, где ошибки из-за непрофессиональности — здесь требуется более прагматичная позиция, поэтому проводятся налоговые амнистии (увеличение срока, до которого можно внести налоговые платежи), разъяснительные работы ГНС. Должна появиться заинтересованность в результатах экономической деятельности у проверяющих (т.е часть средств от собранных штрафов и выявленных дополнительных доходов идет в фонды и распределяется в налоговых службах).
— НП тоже нуждается в совершенствовании. Есть предложение передать ей право на проведение предварительных следствий (как сейчас, а дальше — в следственные органы), но весь процесс разбирательства с созданием внутри НП налоговых судов;
— компьютеризация работы контролирующих органов (ведь сейчас 3.000.000 налогоплательщиков — юр. лиц, платят 2.400.000). А вот в страховании отчеты компании сдают выполненными на дискетах;
— для повышения эффективности аудиторского контроля — привлечение иностранных фирм с беспристрастным контролем;
— есть и примеры дублирования финансового контроля, поэтому нужна координация деятельности;
— эффективность использования бюджетных средств значительно повысится, если придать гласности расходные статьи бюджета. Парламент обладает большими возможностями по осуществлению контроля за бюджетом, необходимо повышать роль Счетной палаты и всего Федерального Собрания.

Добавить комментарий