Формирование благоприятной макроэкономической среды

Важным направлением политики формирования благоприятного инвестиционного климата является формирование макроэкономической среды, способствующей трансформации ресурсов в реальный инвестиционный спрос. Для этого государство должно сформировать правовое поле, внутри которого инвестор смог решать свои хозяйственные вопросы, не опасаясь ущемления своих прав собственника и инвестора, что обезопасит инвестиционный процесс и удешевит его за счет снижения трансакционных издержек.

При эволюционном пути реформирования экономики такое начинание должно предшествовать активным преобразованиям реального сектора. Это позволило бы осуществить их с меньшими издержками и привлечь большую массу капиталов. Польша несколько лет до применения так называемой «шоковой терапии» занималась проработкой этих вопросов и довела их до практического применения. Россия не сумела воспользоваться отведенным ей временем горбачевской перестройки и заблаговременно сформировать правовое поле, адекватное рыночным отношениям. Это затруднило переход к рынку, создало условия для развития теневой экономики, сделало чрезвычайно высокими коммерческие и особенно инвестиционные риски. Теперь Россия вынуждена восполнять юридические пробелы, параллельно решая иные проблемы рыночных преобразований.

В экономической сфере государство призвано содействовать трансформации сбережений в инвестиции, которая возможна, если сбережения становятся кредитными ресурсами банков или если сбережения расходуются на покупку ценных бумаг. Усилия правительства по трансформации сбережений в инвестиции могут стать реальностью на фоне финансовой стабилизации.

Угроза инфляции вызывает недоверие к кредитным учреждениям, которые не способны выплачивать проценты по вкладам, перекрывающие потери от инфляции. Опыт России показал, что высокая инфляция вызывает ненадежность банковское системы. Реакция на нее сформировала негативную традицию хранить сбережения в домашних условиях, не прибегая к услугам банков. При росте инфляции население стремится обезопасить свои сбережения от обесценения путем обмена своих средств на иностранную валюту. Курс национальной валюты при этом падает, что ведет к дальнейшему росту инфляции. Последняя опять-таки усиливает стремление к валютной форме сбережений, что негативно сказывается на хозяйственную ситуацию. Последствием этого становится:

n сокращение возможностей аккумуляции средств, предоставляемых денежному капиталу, что снижает его потенции;

n неэффективная форма личных сбережений ведет к низкому предложению денежного капитала и как следствие к росту банковского процента, что угнетающе действует на инвестиции.

Для преодоления указанных деформаций развития экономики государство должно ориентироваться на решение двух задач:

— на процесс дедолларизации экономики;

— на организацию перемещения сбережений населения в банки и иные сберегательные учреждения.

Эти задачи могут решаться при стабилизационных мерах, связанных со снижением инфляции.

В экономической печати обращается внимание на то, что низкий уровень сбережений населения в переходной экономике, обусловленный  недостаточными размерами доходов от хозяйствования в неэффективной системе, не может служить в качестве потенциала инвестиционного процесса. Поэтому предлагается поощрять в большей мере не сберегательный процесс, а потребительский спрос. Последний может стать основой для последующего роста предложения. Однако подобный вариант формирования инвестиционного климата может применяться в условиях эластичного предложения. В странах переходной экономики, испытывающих кризис новых технологий и трудности с обеспечением конкурентоспособности своей продукции, предложение, как правило, не обладает такой характеристикой. Массированное стимулирование спроса в таких условиях грозит подхлестнуть инфляционную волну. Это обстоятельство заставляет заострить внимание именно на стимулировании сбережений как основы будущих инвестиций. Для чего должны быть предложены доходные и надежные инструменты. Таким инструментом может стать процесс увеличения процента по вкладам, обеспечение государственных гарантий прав вкладчиков, обязательное страхование мелких депозитов. Одним из возможных средств привлечения денег населения в сберегательные учреждения должно стать разнообразие предоставляемых услуг, такими, как помощь по организации расчетов с коммунальными службами, организациями, потребительский кредит и т.д.

Снижение инфляции позволит укрепить курс национальной валюты и перекрыть стремление иметь неэффективные для инвестиционного процесса валютные сбережения.

Для российской экономики актуальной мерой активизации инвестиционного процесса и одновременно укрепляющей курс национальной валюты является амнистия капиталам, вывезенным из страны после августа 1991 года. По последним российским оценкам он составил примерно 150-200 млрд. долларов. Сегодня отток капитала в 5 раз превышает приток прямых иностранных инвестиций. Бегство капиталов вызвано нестабильной политической и хозяйственной ситуацией, во многом стремлением отмыть «грязные» деньги, не желанием и не умением проводить долговременную стратегию инвестиционного процесса. В России сегодня ставится вопрос о создании условий возврата вывезенного капитала. Для решения этой задачи предлагается амнистия этих капиталов. Кроме того, эффективная политика привлечения иностранных капиталов может способствовать притоку увезенных из страны средств, т.к. они зачастую возвращаются  под формальным видом иностранного капитала.

Возврат отечественного капитала не только умножит потенциальный инвестиционный потенциал страны, но создаст  более благоприятные условия  для вложений уже имеющихся средств в инвестиции. Это связано с тем, что процесс возврата капитала сопровождается возрастанием предложения денег с последующим понижением банковского процента, удешевлением кредита.

Кроме того, амнистия «беглых» капиталов должна содействовать укреплению национальной валюты, поскольку приток такого капитала обернется обменом валюты на рубли. Такой обмен имеет активное антиинфляционное действие, поэтому он в известной мере позволит снизить валютные и инфляционные риски инвестиционной деятельности.

Итак, важнейшее направление инвестиционной политики государств переходной экономики — содействие трансформации сбережений в инвестиции, должно осуществляться в рамках финансовой стабилизации. Последняя предполагает контроль над уровнем текущей и «отсроченной» инфляцией, выраженной в дефиците бюджета, платежного баланса и неплатежах. Это те деформации, которые в долгосрочном периоде могут спровоцировать рост инфляционной волны.

Негативное воздействие инфляции на инвестиционный процесс сформировало мнение ведущих экономистов Запада о том, что контроль над инфляцией, ее сдерживание должно стать наиболее важным условием для экономического роста и инвестирования. В то же время следует подчеркнуть, что активность борьбы с инфляцией зависит от ее уровня. Как показал мировой опыт, при уровне инфляции, более 40% в год, инвестиции в производство не вкладываются. В настоящее время в России инфляция близка к этому уровню, это означает, что по международным меркам борьба с инфляцией в России должна оставаться ведущим приоритетом при формировании благоприятного инвестиционного климата.  Во всех странах переходной экономики антиинфляционная политика носит долгосрочный характер, поскольку инфляция в значительной степени спровоцирована не сколько монетарными причинами, а структурными диспропорциями и слабостью рыночных сил, неспособных осуществить быструю перегруппировку ресурсов для обеспечения конкурентоспособности предприятий. Устранение таких причин не может осуществиться в короткие сроки.

Уроки России и других стран с переходной экономикой показали, что борьба с текущей инфляцией  не должна становиться самодавлеющей. Сжатие денежной массы, сильное средство, снижающее темпы роста цен. Но столь же активно это средство сжимает возможности реального сектора и не способствует перегруппировке сил и ресурсов, необходимой для сбалансированного развития. Поэтому такая политика в долгосрочном периоде не может дать желаемых инвестиций и  не позволит сбыться надеждам на экономический рост. В этом отношении показателен опыт Китая, который антиинфляционную политику проводил на фоне структурных изменений в национальном хозяйстве. В России же такого совмещения финансовой и структурной политики не наблюдалось, что приводило к подавлению текущей инфляции за счет усиления причин, провоцирующих ее в будущем. Инфляция снижалась за счет сокращения денежной массы, увеличения государственного долга и неплатежей. Но при этом не была преодолена слабость рыночных сил, которые не смогли обеспечить достаточную  мобильность ресурсов. Не были преодолены низкие кредитные возможности финансовых институтов, что затрудняло приток средств в реальный сектор. В результате произошла стагнация производства, при которой сохранялось отставание предложения даже при падающем спросе. Создалась парадоксальная ситуация: антиинфляционная монетарная политика в долгосрочной перспективе сама провоцировала диспропорции, оказывающие инфляционное давление. Подобный феномен в экономической литературе получил название «отсроченной инфляции». В качестве ее пусковых механизмов называют девальвацию, неплатежи, внутренний и внешний долг и т.д.

Страны с переходной экономикой использовали три направления борьбы с отсроченной инфляцией как меры улучшения инвестиционного климата страны: снижение дефицита государственного бюджета и платежного баланса, а также решение проблемы неплатежей. Все названные направления относятся к области регулирования финансовых отношений. Однако расстроенные финансы являются в данном случае отражением сложившихся диспропорций и низкой эффективностью реального сектора. Поэтому для оздоровления экономики использования одних финансовых рычагов обычно становится явно не достаточно. Опыт экономической политики стран переходной экономики подтверждает этот вывод. Г. Колодко, руководитель польской экономической политики периода 1994-1997 годов, утверждает, что успех в рыночных преобразованиях в Польше, обязан не монетарным действиям «шоковой терапии», а новыми подходами, связанными решением долгосрочных проблем на фоне укрепления рыночных сил.

Указание на то, что финансовые проблемы должны решаться в комплексе со структурными преобразованиями, не означает, что они являются полностью производными от развития реального сектора. Подобная позиция теории предложения представляется оторванной от жизни. А практика хозяйствования указывает на определенную самостоятельность финансовой сферы, поэтому ее регулирование имеет и самостоятельные аспекты.

Добавить комментарий