Антимонопольная политика должна всячески содействовать формированию конкурентной среды и ограничению власти монополий на рынке. Однако хозяйственные реалии таковы, что государство не имеет возможностей административным путем ликвидировать имеющиеся производственные монополии. Поэтому государство проводит селективную политику воздействия на монопольные структуры, выделяя те из них, к которым применяются запретительные или ограничительные мероприятия. Такая политика должна опираться на решение:
– индификацию монопольных структур;
– определение общественно допустимого монополизма.
По международным стандартам монополистом считается рыночная структура, которая занимает более 35% отраслевого рынка. В России этот уровень подняли до 65% . По сравнению с Западом это очень большая доля. Она сформирована под влиянием долгого депрессивного спада в экономике, при котором любое ограничение производства в виде установления ценовых потолков и применения более высоких налоговых нагрузок могли усилить падение производства. Вполне возможно, что устойчивый экономический рост в стране позволит опустить указанную планку.
Антимонопольный комитет России, призванный реализовывать политику ограничения монопольной власти, воздействуя созданию конкурентного рынка, не старается вступать в единоборство с крупными монополистами, пытаясь расчленить эти структуры как это проводится порой в американском антимонопольном регулировании. Обычно политика по отношению к этим структура принимает менее конфликтную форму. Она связывается с предупреждением таких антиконкурентных действий, как сговор или слияние, проявление нечестной конкуренции.
Как и во всем мире, в России запрещается:
1. Ограничивать или прекращать производство для создания или поддержания дефицита либо для необоснованного повышения (понижения) цен. Понижает цены покупки обычно монопсония – фирма, являющаяся единственным покупателем продукции.
2. Соглашения, препятствующие доступу на рынок новых товаропроизводителей, способствующих созданию особых привилегий каким-либо предприятиям и действия, ведущие к дискриминации других производителей на рынке.
Граница допустимого участия в рынке предполагает, что за ее пределами рынок может порождать негативные эффекты экономического поведения монополиста. Наиболее отличаются в этом плане естественные монополии, такие как телеграф, почта, железная дорога, метрополитен и т.д. Поэтому они должны быть в большей мере под контролем.
В крайних случаях, когда предприятие – монополист приводит к существенному ограничению конкуренции, антимонопольный комитет может принять решение о его принудительном расформировании, если имеется возможность структурного или территориального разделения. Такая ситуация применима при горизонтальной интеграции хозяйственных единиц, когда отсутствует технологическая взаимосвязь предприятий. Показателем слабости технологической взаимосвязи считается менее 30% внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции монополиста. Поскольку монополизм может угнетающе подействовать на экономику, государство во всех странах пытается уберечь народное хозяйство от связанных с ним потерь. Этой цели должен служить перечень предприятий – монополистов, на основе которого осуществляется контроль за их деятельностью. Такой перечень содержится в созданном Государственном реестре Российской Федерации объединений и предприятий, который ведет Госкомстат.
Предприятия, включенные в реестр, обязаны докладывать антимонопольному комитету о сохранении объема поставок на другие рынки в целях осуществления контроля над обеспечения насыщенности товарного предложения.
Антимонопольный комитет контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов. Особое внимание уделяется процессам формирования объединений, слияний. Их регистрации должно предшествовать согласие антимонопольного комитета РФ.
Антимонопольному комитету предписывается необходимость регулирования финансового рынка. Для этой цели он должен осуществлять контроль за крупными продажами и покупками акций, в результате которых реально может занять доминирующее положение на рынке какой-либо хозяйственный субъект. Кроме того, особые условия должны применяться для предотвращения юридических возможностей покупки контрольного пакета акций (паев, долей) предприятия (фирмы), занимающего доминирующее положение. Доля покупателя и продавца акций, устанавливается на уровне 35%, устанавливается минимальный размер пакета акций (долей), приобретение которого требует предварительного согласия антимонопольных органов – более 20% обыкновенных (голосующих) акций.
Этот уровень значительно выше того, что действует в США. Объяснение такого различия связано с поощрением корпоративной деятельности, которая, по мысли многих специалистов, способна в будущем стать реальной силой обновления производства и достижения необходимого уровня в конкурентоспособности на мировом рынке. Одним из традиционных косвенных нетарифных методов регулирования конкурентной среды является лицензирование хозяйственных субъектов по видам деятельности.
Лицензированию предшествует этап экспертной оценки, который должен определить, может ли предприятие претендовать на получение лицензии. Такая процедура предотвращает появление случаев «нечестной» конкуренции (реализация товаров, не соответствующих принятым стандартам) и дает возможность антимонопольным институтам сформировать достоверную и достаточную базу данных о состоянии конкурентной среды в отрасли. Если все требования к получению лицензии соблюдены, то предприятие лицензируется. В случае несоответствия заявка на получение лицензии не удовлетворяется. Лицензирующий орган предъявляет мотивированный письменный отказ, на основании которого предприятие в дальнейшем совершенствует производственный процесс, согласно полученным рекомендациям. После этого оно имеет право повторно подать заявку на лицензирование. Такая процедура позволяет государству поднимать качественный уровень товарной продукции и формировать параметры эффективного конкурентного рынка.
В России процесс лицензирования начинает так же обслуживать цели антимонопольной политики, связанной с необходимостью формирования мировой конкурентной среды. Однако, на сегодняшний момент он чрезмерно забюрократизирован. Между лицензионными организациями не достигнуто четкой координации, что затягивает процесс вхождения в рынок. Подчас предъявляемые требования к качеству продукции носят формальный характер, а цена лицензии достаточно высока. Поэтому лицензирование в России не достигает целей формирования здоровой конкурентной среды. В известной мере оно служит в качестве дополнительного барьера предпринимательской деятельности и поэтому препятствует свободному вхождению в рынок и четко выполняет всего лишь одну функцию-фискальную.
Антимонопольная политика РФ находится в поиске выявления ее эффективных направлений, в результате которых вычисляются те, которые оказались адекватными российскими условиями. Апробирование практики жестокого контроля за ценообразованием монопольного рынка привело российское государство к необходимости либерализации ценообразования и концентрации усилий по формированию здоровой конкурентной среды. Сейчас сохраняется прямое, но очень осторожное ценовое регулирование лишь по продукции естественных монополий, деятельность которых нуждается в постоянном и непрерывном контроле.
Отказ от фиксации монопольных цен был вызван опасностью превращения инфляции в ее подавленную форму, с которой бороться практически невозможно. Что касается определения предельных уровней рентабельности в цене товара и применения штрафных санкций за превышение этой нормы, то использование этого рычага оказалось неэффективным. Предприятия, опасаясь санкций, завышали себестоимость, что уменьшало рентабельность и позволяло предприятиям уйти от налогов. Поскольку издержки являются основой ценообразования, то завышение их неизбежно должно провоцировать рост товарных цен, особо опасный в условиях инфляции. В этом случае антимонопольное регулирование в том виде, в каком оно сложилось, входило в противоречие с необходимостью подавления инфляции.
Декларирование же цен вело к бюрократизации рынка, консервированию его структуры, поскольку оно предшествует хозяйственному маневрированию в короткие сроки. По отношению к естественным монополиям применяются следующие методы регулирования:
– ценовое, когда осуществляется прямое определение цен (тарифов) или определение их предельного уровня;
– определение потребителей для обязательного обслуживания или установление минимального уровня их обеспечения.
Антимонопольному комитету вменяется контроль за различными видами деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по использованию прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу или сдачу в аренду имущества.