Налоги можно классифицировать по различным признакам. Приведем наиболее распространенные варианты классифика¬ции (табл.).Классификация
Понятие налогов считается достаточно сложным и харак¬теризуется через элементы. Основными элементами налогов и одновременно общими условиями установления налогов (ст. 17 НК РФ) являются:
• налогоплательщики;
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и срок уплаты налога;
• налоговые льготы.
Дадим определение каждому элементу налогов. Налогоплательщики — это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги. К организациям относятся:
• юридические лица, созданные в соответствии с российс¬ким законодательством;
• иностранные юридические лица, компании и прочие кор¬поративные образования, созданные в соответствии с законода¬тельством иностранных государств;
• международные организации, их филиалы и представи¬тельства, созданные на территории Российской Федерации.
Физические лица — это граждане Российской Федерации, Иностранные граждане и лица без гражданства.
Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляю¬щие предпринимательскую деятельность без образования юри¬дического лица.
Объект налогообложения — это то, что облагается нало¬гом: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных то¬варов (работ, услуг) и т. д.
Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период — календарный год или иной период вре¬мени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на еди¬ницу измерения налоговой базы. Ставки бывают твердыми и про¬центными.
Порядок исчисления налога показывает, кто исчисляет сум¬му налога: сам налогоплательщик, налоговый орган, третье ли¬цо — налоговый агент. Налог может начисляться по частям либо нарастающим итогом. Уплачивается налог либо по декларации, либо у источника дохода, либо по кадастру.
Порядок уплаты налога — это технические приемы внесе¬ния конкретного налога в бюджет соответствующего уровня. Это часто авансовые платежи в течение налогового периода с окон¬чательным расчетом общей суммы налога по окончании налого¬вого периода либо разовая уплата полной суммы налога. Уплата налогов производится наличным или безналичным путем через кредитные организации в российской валюте. Днем уплаты на¬лога считается день поступления налога на бюджетный счет, а при ввозе товаров на территорию Российской Федерации — день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому конкретному налогу и определяются календарной датой (15-е, 20-е, 28-е число месяца) или периодом (месяц, квар¬тал, год).
Налоговые льготы — возможности, предоставляемые от¬дельным категориям налогоплательщиков при наличии соответствующих оснований, уплачивать налог в меньшем размере по сравнению с другими категориями налогоплательщиков (скидки, вычеты) или не уплачивать вообще (освобождение).
Рассмотрим более подробно классификацию налогов.
По методу установления налоги принято разделять на пря¬мые и косвенные.
К прямым относят подоходно-поимущественные налоги, т. е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоя¬тельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти на¬логи именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирает¬ся обложить этим налогом. Это означает, что при введении пря¬мых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога.
Исторически сложилось деление прямых налогов на лич¬ные и реальные, хотя еще в середине XIX в. это деление иног¬да рассматривалось как устаревшее. Тем не менее даже в со¬временной экономической литературе это деление еще встре¬чается.
Личные налоги — подоходные налоги. К числу последних относятся подоходный налог с физических лиц («индивидуаль¬ный/личный» подоходный налог) и налог на прибыль предприя¬тий и организаций (налог на прибыль корпораций).
Реальные налоги — налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение гипотетического дохода того или иного человека (или предприятия), исходя из оценки стоимости его имущества (от англ. «имущество», «недвижимость»).
Если прямое налогообложение в основном ориентируется на процесс получения дохода, то косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги — фактически налоги на потребление. Кос¬венными эти налоги называются в силу того, что при их введе¬нии государство заведомо исходит из того, что лицо, облагае¬мое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конеч¬ным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализа¬ции товара, работ, услуг.
К косвенным относят налог на добавленную стоимость, акци¬зы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые дру¬гие налоги на товары и услуги (на потребление). Разделение налогов на прямые и косвенные, казалось бы однозначное, в некоторых странах трактуется весьма своеобразно. Так, напри¬мер, в Канаде налог с продаж (в розницу) отнесен к категории прямых налогов в соответствии с решением ее Верховного суда.
В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, приня¬то различать общие и целевые налоги.
К общим относятся налоги, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета, т. е. налоги указанной груп¬пы не имеют целевого назначения. Подавляющее большинство действующих в России налогов (на прибыль предприятий и орга¬низаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество предприятий, таможенные пошлины и многие Другие) относится именно к этой группе.
Целевые налоги, в отличие от общих, вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств Государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды. Только такой режим позволяют контролировать целевое использование указанных средств.
В Российской Федерации к целевым относятся, в частности, налоги, вводимые для финансирования дорожного фонда.
По характеру властной компетенции налоги подразделяют на государственные и местные.
Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государ¬ственный бюджет. Часть из них может зачисляться и в доход местных бюджетов.
Местные налоги устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления и зачисляются, как правило, только в доход местных бюджетов.
Иные виды классификаций налогов и сборов. В зависимос¬ти от характера определения ставок налоги могут распределять¬ся на раскладочные и квонтитивные.
Если в основе определения налоговой ставки (или ставок) лежит задача получения конкретной суммы средств для финансирования определенных расходов и далее эта сумма на основе какого-то принципа «раскладывается» на налогоплатель¬щиков, то такие налоги принято называть раскладочными. Раскладочные налоги достаточно широко применялись в ранние периоды развития налоговых систем.
Квонтитивными (количественными, долевыми) называют¬ся те налоги, которые в противоположность раскладочным ис¬ходят не из необходимости покрыть определенные расходы, а из необходимости сформировать некоторый фонд денежных средств. Предполагается, что эти налоги учитывают возмож¬ность налогоплательщика уплатить налог.
В Российской Федерации достаточно широко используется еще один критерий классификации имеющихся налогов и сбо¬ров — в зависимости от принципа, положенного в основу при определении адресата — получателя средств от данного налога (конкретного бюджета). Исходя из этого принципа налоги разделяются на собственные (закрепленные) и регулирующие.
Собственные (закрепленные) налоги — это те налоги, кото¬рые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финанси¬рования. Так, налог на имущество предприятий является за¬крепленным налогом субъектов Федерации.
Регулирующие налоги — те налоги, отчисления (нормати¬вы, иной механизм распределения) от которых могут пересмат¬риваться ежегодно в процессе формирования бюджета соответ¬ствующего уровня на будущий год. К числу регулирующих на¬логов относятся: НДС, по которому фактически ежегодно уста¬навливается норматив зачисления средств в доход бюджетов субъектов Федерации; акцизы; налог на доходы физических лиц. Эти налоги являются регулирующими в отношениях между федеральным и субфедеральными (региональными) бюджетами.
Налоги можно классифицировать также:
• по статусу налогоплательщика — налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц;
• по степени периодичности уплаты — периодические (оп¬ределяется налоговый период) налоги и непериодические (еди¬новременные) налоги (уплачиваются в случае совершения ка¬ких-либо действий или возникновения явлений и фактов). На¬пример, налог на имущество физических лиц является перио¬дическим и подлежит уплате ежегодно.

Добавить комментарий