Использование «Assessment Center»

При использовании технологии assessment center претенденту предлагают выполнить серию упражнений, моделирующих задачи, с которыми он будет сталкиваться в работе. Имитационные упражнения и моделирование — ключевые инструменты, которые в сочетании с множеством других методов (включая интервью и психометрические тесты) составляют единую систему оценки, позволяющую получить полную и объективную картину качеств и способностей кандидата. В результате анализ поведения человека в максимально приближенных к действительности ситуациях в комбинации с другими видами проверок помогает не только оценить его соответствие должности, но и выявить такие качества, как стрессоустойчивость, умение планировать и организовывать работу, гибкость и адаптивность, способность разрешать конфликты, лидерские и коммуникативные возможности, инициативность и др.

Нужно четко представлять себе цели проведения такой оценки, быть уверенным в их необходимости и, по возможности, убедить в этом сотрудников компании — вероятно, многих придется отвлекать от непосредственной работы (например, чтобы определить критерии будущей оценки).

Во время так называемого анализа рабочего места можно установить критерии успешности, а значит, и оценки. В основном он сводится к наблюдению за процессом работы сотрудника, в ходе которого фиксируются все выполняемые задачи, отслеживаются условия, выявляются знания, навыки и личные качества, необходимые для надлежащего осуществления служебных обязанностей.

Не стоит ограничиваться наблюдением. Следующим шагом должно стать интервью с сотрудником, которое поможет выяснить, почему он выполняет те или иные действия. Для большей объективности в оценке эффективности того или иного сотрудника может понадобиться беседа с его руководителем.

После сбора информации определяются критерии успешного выполнения работы и ситуации, в которых они могут проявляться. Этот этап очень ответственный, поскольку неадекватные критерии успешности приведут к тому, что и упражнения будут разрабатываться для выявления «неправильных» критериев, и в итоге компания сделает выбор в пользу не тех кандидатов.

Для проведения анализа рабочего места обычно приглашают квалифицированных специалистов извне (психологов и экспертов в определенной сфере), имеющих соответствующий опыт. Некоторые компании осуществляют анализ заранее и для всех должностей (так как неизвестно, какие вакансии появятся в будущем), привлекая целые команды консультантов для составления подробных паспортов по каждой штатной должности. По отношению к претендентам необходимо принять во внимание требования, не учтенные при выборе критериев оценки на основании профилей нынешних сотрудников.

Не менее важно определить элементы корпоративной культуры, которые оказывают существенное влияние на деятельность компании. Как правило, этим занимаются и приглашенные консультанты — выявляют стандарты поведения, принятые в данной фирме, формализуют их в виде конкретных требований к кандидатам и рекомендуют упражнения, с помощью которых можно выявить необходимые личные и профессиональные качества.

Установленные критерии должны быть не настолько общими, чтобы быть свойственными всем людям, и в то же время не слишком конкретными, чтобы отражать лишь мелкие индивидуальные особенности работы данного человека.

При разработке заданий желательно оперировать не более чем шестью критериями для одной должности, а серию упражнений выстраивать таким образом, чтобы можно было определить все необходимые для работы кандидата критерии и степень, в которой они должны проявляться для каждой должности. Как правило, испытуемых объединяют в группы от шести до двенадцати человек. Количество наблюдателей при традиционном подходе равняется количеству участников центра оценки. Хотя чаще на двух оцениваемых приходится один наблюдатель, а в последние годы широкое применение видеоаппаратуры позволяет даже небольшой команде оценщиков анализировать поведение нескольких групп испытуемых. Но экономией сильно увлекаться не стоит — методика assessment center предполагает, что оценка производится командой наблюдателей — для обеспечения объективности подхода.

Кого же выбрать в качестве наблюдателя для центра оценки? Квалификация и опыт очень важны, так как субъективное суждение может повлиять на результат оценки. К тому же такой специалист должен быть не только психологом, но и хорошо ориентироваться в сфере деятельности соискателя. Наилучший вариант — привлечь руководителя, занимающего пост на один уровень выше оцениваемого. Но отвлечь его от основных обязанностей может быть проблематично. Поэтому иногда в роли наблюдателей выступают сотрудники отдела персонала. А так как подобная деятельность требует специфических знаний, многие компании проводят обучение будущих наблюдателей, отправляя их на курсы подготовки оценщиков по методике assessment center.

Непосредственный процесс оценки в большинстве случаев длится от одного до трех дней. Каждый выделенный критерий проверяется как минимум в трех упражнениях, а каждое упражнение предполагает до семи критериев оценки.

Задания могут включать самостоятельную работу, ролевые игры один на один или упражнения в группах. Пожалуй, самые распространенные — индивидуальные деловые упражнения (так называемые in-basket). В этом случае кандидаты получают материалы, в которых описаны конкретные рабочие ситуации (папку с письмами, внутренней документацией, отчетами или даже бесполезными бумагами). Документы нужно рассортировать, определить приоритеты, решить, что можно делегировать и кому, какие предпринять действия по каждому вопросу (среди которых одновременно могут быть жалобы клиентов, новые возможности для продаж, внутренние конфликты и оценка финансовых показателей)5. Иногда от кандидата требуется составить деловые письма, служебные записки либо другие бумаги, а также расписать план действий или варианты решений той или иной проблемы и проанализировать возможные причины их возникновения, письменно объяснив свою позицию, разработать меры по недопущению подобной ситуации в будущем и т.п.[3]

Рассмотрим пример применения вышеописанного метода.

Служба общественного транспорта Нью-Йорка (Metropolitan Transportation Authority — MTA), в которой работает более 64 тыс. человек, реализует программу подготовки будущих менеджеров (Future Managers Program — FMP) на базе assessment center.

Периодически в MTA возникают менеджерские вакансии. Информацию о них, включая перечисление функций и специфических требований к кандидатам, помещают на досках объявлений в офисах компании. В течение месяца любой ее сотрудник, имеющий диплом о высшем образовании и трехлетний опыт работы в MTA, может подать свое резюме. Первичный отбор производится в подразделении, где работает претендент. Резюме рассматривают сотрудники операционных служб и отдела HR, а также профсоюзные активисты подразделения.

Всего на этой стадии отбирают не более 30 кандидатов, которых приглашают в штаб-квартиру MTA. Там с каждым проводят получасовое собеседование, после чего все претенденты прослушивают лекцию о программе FMP и требованиях к ее участникам. Далее оценщики, проводившие беседы с кандидатами, собирают отзывы о них в подразделении, у непосредственных руководителей и коллег. И на основании этой информации отбирают 12 кандидатов, которые в наибольшей степени соответствуют открывающейся вакансии.

Затем претенденты проводят один день в офисе FMP, где тестируются по методике assessment center. Им предлагают ряд индивидуальных и групповых заданий, включая имитационные упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии и письменные тесты. Роль оценщиков при этом играют менеджеры MTA, прошедшие надлежащую подготовку. Для этого в компании создан пул оценщиков, которых время от времени привлекают для проведения тестов.

По завершении оценочной сессии наблюдатели обмениваются впечатлениями о каждом кандидате и систематизируют все данные из резюме, рекомендаций, интервью, упражнений и тестов. На основании этого они в письменном виде рекомендуют наиболее подходящих кандидатов на последний этап отбора — собеседование в дирекции MTA, которая и принимает решение о назначении.

Все результаты оценки заносятся в базу данных, и при появлении новых вакансий сотрудникам, прошедшим все испытания, могут предложить должности, соответствующие их способностям и личным качествам. Они также могут быть допущены без отбора на любую стадию процесса оценки.

Часто с кандидатами, выполнившими упражнения, оценщики проводят собеседования, чтобы понять, чем те руководствовались, принимая то или иное решение. Впрочем, если оценивается сразу несколько групп кандидатов, столь подробный анализ нецелесообразен и задания могут упрощаться и сводиться к тестам, предполагающим выбор наиболее подходящего варианта решения из ряда предложенных.

Еще одно типичное индивидуальное упражнение — устное выступление кандидата. После непродолжительной подготовки он должен провести презентацию проекта или пресс-конференцию. Его аудиторию составляют оценщики, которые не только выставляют ему баллы за ораторское искусство, знание предмета и прочие нужные характеристики, но и задают вопросы, не обязательно связанные с темой презентации. Обычно в ходе устного выступления оцениваются личные качества тестируемого: умение связно излагать мысли, уверенность в себе, реакция на стресс и другие раздражители.

Выявить многие искомые качества кандидатов можно с помощью ролевых игр один на один. Человеку дается какое-то время на подготовку, после чего он должен сыграть определенную роль в конкретной рабочей ситуации, в которой его собеседником будет оценщик или специально подготовленный «актер». Такой подход популярен при оценке кандидатов на должности в сфере услуг, где им приходится сталкиваться с различными проблемами обслуживания клиентов. Это упражнение достаточно объективно выявляет личные и профессиональные качества участника, но требует серьезной подготовки квалифицированного «контрагента», умеющего импровизировать и действовать в нестандартной ситуации. Кроме того, он целесообразен только при наличии небольшого числа кандидатов, так как «актер» быстро утомляется, а его усталость влияет на результаты испытания.

Существуют и различные групповые задания, определяющие лидерские способности, коммуникабельность, умение находить общий язык с коллегами и другие качества, необходимые для успешной работы в компании. Наиболее распространенное упражнение предполагает обсуждение какой-либо проблемы в небольшой группе кандидатов без модератора. Они сами должны организоваться и представить общее решение, в то время как оценщики наблюдают за дискуссией со стороны, отмечая особенности поведения каждого участника.

Разновидностью группового упражнения является дискуссия с распределенными ролями. В этом случае каждому участнику дается свое задание, и они вынуждены соревноваться друг с другом. Подобные упражнения используются очень широко, но они не лишены недостатков, так как результаты сильно зависят от состава групп. Иногда все эти задания увязываются между собой, в результате чего моделируется цепь событий, приближенная к реальной ситуации, возникающей в течение рабочего дня. Например, результаты, полученные в ходе индивидуального делового упражнения, нужно использовать в ролевых играх, при подготовке устных выступлений и др. Это, помимо всего прочего, дает возможность проверить память, собранность и аналитические способности претендента.

Как уже отмечалось, в методике assessment center используются и традиционные психометрические тесты. Они могут определять психологические свойства человека, уровень его интеллекта, предрасположенность к тому или иному виду деятельности, другие необходимые качества.

Нередко применяется и столь привычное всем интервью. Кроме того, иногда анализируют предшествующую трудовую деятельность кандидата, собирают рекомендации. В некоторых компаниях для определения способностей и склонностей сотрудников (в том числе пригодности для управленческих должностей) проводят анкетирование среди начальников, сослуживцев и подчиненных кандидата. Точно такую же анкету получает и сам тестируемый. Таким образом его самооценка сравнивается со взглядами со стороны.

После завершения серии испытаний оценщики собираются на совещание, где еще раз просматривают все материалы и свои записи, обмениваются выводами, которые они делали в специальных оценочных формах в ходе каждого упражнения. При этом, если количество испытуемых велико, желательно устраивать мини-обсуждения по результатам отдельных заданий (допустим, пока кандидаты выполняют индивидуальные упражнения или тесты), ведь спустя несколько часов, а тем более после ряда других упражнений сложно воспроизвести ход групповой дискуссии и поведение ее участников.

На финальном обсуждении все наблюдатели последовательно составляют подробную картину по каждому кандидату, выявляют его сильные и слабые стороны, определяют соответствие его качеств и характеристик установленным критериям. В конце концов судьям предстоит вынести единогласный вердикт относительно степени пригодности каждого кандидата для занятия вакантной должности, а также его потенциала в целом. Достаточно распространены ситуации, когда участникам оценочной сессии предлагают должности, на которые они изначально и не претендовали.

Набор инструментов для реализации методики assessment center достаточно широк, что делает ее гибкой и дает возможность подобрать именно такие задания, которые лучше всего соответствуют условиям выполняемой работы, корпоративной культуре и даже учитывают национальный менталитет. Так, в Великобритании с ее любовью к традициям больше распространены длинные письменные тесты и дискуссии в группах с модератором. А в США, где культивируются индивидуализм и личная инициатива, ставка чаще всего делается на ролевые игры и групповое обсуждение при отсутствии формальных лидеров.

Итак, Assessment Center является методом оценки компетенций. Помимо него существуют другие способы:

? наблюдение за поведением в процессе работы;

? интервью по компетенциям;

? специальные профессиональные тесты-опросники;

Однако практически всеми исследователями признается самая высокая прогностическая валидность  Assessment Center как метода оценки персонала.

Добавить комментарий