Модели внешнеэкономической политики государства и внешнеэкономическая политика в условиях переходной экономики

Кроме того, что внешнеэкономическая политика государства неоднозначна во времени и пространстве она еще находится и в прямой зависимости от ряда определенных условий. Важнейшим среди них является прямая зависимость внешнеэкономической политики от действующего в стране на данный момент типа экономики — закрытой или открытой (либеральной) экономики.

В условиях существования закрытой экономики внешнеэкономические связи страны либо вовсе отсутствуют, либо строго дозированы. При таких обстоятельствах внешнеэкономическая политика носит ярко выраженный ограничительный характер, а ее основные методы и инструменты остаются невостребованными. Примером такого типа экономики и, соответственно, внешнеэкономической политики является строгий протекционизм (защита). Ее смысл состоит в защите отечественных производителей от иностранной конкуренции внутри страны. В современном мире этот тип экономики, как правило, сосуществует одновременно с политической изоляцией страны от внешнего мира.

После окончания «холодной» войны и распада социалистического лагеря чистый или абсолютный протеционизм практически себя изжил. К началу ХХI века такой тип экономики остается присущим только Северной Корее, Ираку и Кубе. Экономическая изоляция этих стран происходит наряду с их политической блокадой со стороны большинства стран мира.

Модель открытой экономики полагает свободу экономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами. В условиях открытой экономики специфической чертой внешнеэкономической политики является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наибольшей эффективности от ее результатов. При этом государство наиболее масштабно использует весь арсенал, необходимых для развития внешнеэкономической деятельности, методов и инструментов.

Объективная потребность государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность в условиях открытой экономики вовсе не бесспорна. Проблемным здесь остается вопрос о границах участия государства в этой деятельности. Кроме того рамки государственного вмешательства в эту сферу экономики не могут быть одинаковыми для всех стран. Они зависят не только от степени развитости рыночных отношений и экономики в стране вообще, но и от других обстоятельств, в том числе уровня международного разделения труда и степени интеграции мирового хозяйства.

Особенно актуальна проблема роста и масштабов участия государства во внешнеэкономической деятельности для стран с переходной экономикой. Это связано с тем, что до недавнего времени государство в этих странах занимало абсолютно все доминирующие позиции (государственная монополия) не только в экономике, но и во всей их общественной жизни. Разумеется, что резкое сокращение государственного участия в экономических процессах, чего в принципе требует либеральная экономика,  в таких странах может не только ни дать положительные результаты, но и привести к сложностям и даже кризисным явлениям. Вместе с тем, показывает анализ из опыта большинства стран мира, переход к максимально возможной на данном этапе развития свободной экономике является благом для страны и  следовательно, принятие этой модели развития для стран с переходной экономикой весьма перспективно. Спорными здесь могут быть лишь сроки и методы.

Подавляющее большинство стран мира сейчас использует или стремится использовать именно либеральную модель развития экономики. При этом переход на эту модель в этих странах повсеместно сопровождается глубокими научными исследованиями, подтверждающими преимущества открытой экономики над закрытой.

Аналогичные исследования были проведены в конце 30-х годов 20 века и в России сотрудниками Института экономического анализа.

Сравнительный анализ экономического развития 50 постоянно существующих стран мира с 1913 по 1998 гг. проведенный в этом институте показал, что: «…Более высокие темпы экономического роста наблюдаются в странах, проводивших более либеральную экономическую политику и имевших более низкие показатели государственных расходов и бюджетного дефицита. И, наоборот, самыми низкими темпами экономического роста отличаются страны с наиболее высокой фискальной нагрузкой на экономику».

Если рассмотреть эти сравнения на более коротком и современном промежутке времени то есть за последние 20 лет ХХ века, когда международные интеграционные процессы достигли высокого уровня, то преимущества открытой экономики становятся еще разительней. Так, если в странах с закрытой экономикой среднегодовой прирост ВВП за этот период составил 0,7 процента, то в странах с открытой экономикой 3,2 процента.

Опыт стран с переходной экономикой, где экономические преобразования в переходный период происходили с ориентацией на либеральную модель показал, что результаты достигнутые ими в экономическом развитии за 10-15 последних лет существенно весомее, чем стран, где экономика регулируется в основном государством и остается закрытой или полузакрытой.

Так, темпы экономического роста таких государств как Польша, Венгрия, Чехия, Эстония и Литва где переход от административно-командной экономики к рыночной происходил по сценарию мак называемой шоковой терапии и экономика которых развивается по либеральной модели, не только в 2-3 раза выше чем в других государствах с переходной экономикой, но и превышают темпы развития всех остальных европейских стран.

Наглядной иллюстрацией преимуществ либеральной экономики в современных условиях является и экономика Китая. Как известно, в экономике Китая одновременно реализуются обе (закрытая и открытая) модели экономического развития. В пяти ключевых отраслях экономики здесь господствует государственная монополия и директивное планирование. Параллельно с этим, в остальных отраслях и в многочисленных районах («свободные экономические зоны») действуют реальные рыночные отношения и проводится типичная либеральная внешнеэкономическая политика.

Статистика 90-х годов ХХ века свидетельствует о том, что темпы экономического роста в открытой экономике Китая на порядок превосходят показатели роста в государственном секторе. Следствием этого является неуклонное изменение соотношения в объеме ВВП, производимого в госсекторе и в зонах и секторах открытой экономикой, в пользу последней.

Каковы причины преимуществ от использования модели экономики открытого типа?

Среди множества причин такого рода выделяют общие (основные) и специфические. Последние из них зависят от специфики экономики и особенностей общественного развития каждой данной страны. Основные же причины характерны всем странам, развивающимся на основе политики этой модели.

К числу основных причин эффективности достигаемой за счет использования политики либеральной экономики относятся:

1. Создание благоприятного климата для широкомасштабного инвестирования капитала (внутреннего и из вне) в экономику страны. Следствием этого является увеличение числа рабочих мест, рост объема ВВП и, как результат всего, повышение — жизненного уровня населения страны.

Примером, подтверждающим эту закономерность, может служить сопоставление объемов инвестиций и последствий от их использования в Китае (главным образом инвестиции в развитие свободных экономических зон) где в 90 годы были созданы благоприятные для экономической свободы условия и в России, где в этот же период экономическая свобода была все еще существенно ограниченной. В результате,  в экономике Китая ежегодно поступало от 25 до 40 млрд. долларов. Именно это обстоятельство во многом позволило  Китаю  менее  чем за десятилетие (с 1990 по 1997 гг.).

В сравнении с этим иностранные инвестиции в экономику России за этот же период ежегодно колебались от 1 до 3,5 млрд. долларов, а их общий объем за сопоставляемые годы не превысил 20 млрд. долларов. Следствием этого, в совокупности с другими причинами, годовой объем российского ВВП сократился с 990 млрд. долларов в 1990 году до 580 млрд. долларов в 1997  году.

Аналогичные результаты, как правило, дает сопоставление результатов и других стран, в которых используются эти две различные экономические модели. Такое сравнение почти абсолютно не в пользу стран с закрытой или полузакрытой экономикой.

2. Создание благоприятных условий для интеграции национальной экономики в мировую — для вступления международные экономические союзы и организации с целью участия в международном разделении труда, следствием чего является рост эффективности национальной экономики.

Интеграция национальной экономики в мировое хозяйство и конкретно в определенные экономические альянсы, как правило, благоприятно отражается на экономике страны.

О высокой эффективности и, как следствие, большой заинтересованности стран во вступление в международные экономические сообщества могут свидетельствовать, следующие примеры.  Во первых, это строгий отбор государств претендентов на членство в том или ином экономическом союзе, то есть экономика и политика страны претендента должна соответствовать определенным международным или союзным стандартам, например, в областях налоговой, таможенной, валютной и других областях политики. При этом, как правило, данная страна вынуждена идти даже на некоторые невыгодные для себя меры. Однако, несмотря ни на что, вступлению в члены большинства экономических сообществ, предшествует многолетнее нахождение страны в очереди на получение права участника союза. Так, очередь на вступление в Европейский Союз (ЕС) уже растянула вплоть до 2015 года.

Одним из главных условий для вхождения в ЕС и другие экономические союзы сейчас является достигнутая страной претендентом степень экономической свободы. Именно, исходя из этого Польша, Венгрия, Чехия и Литва — страны с переходной экономикой, где наиболее последовательно внедряется политика либеральной экономики, определены Европейским Советом первоочередными претендентами вступления в члены ЕС.

О результатах вступления в экономический союз может свидетельствовать тот факт, что вхождение России в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество проведенное Министерством экономики, показало, что членство в этой организации позволяет увеличить годовой объем ВВП страны на 10-12 млрд. долларов.

Несмотря на очевидные преимущества политики экономической свободы вопрос о использовании модели открытой экономики на практики остается все еще чрезвычайно сложным по ряду причин. Во первых он не   является абсолютным для всех стран, так как его решение зависит от наличие или отсутствие в стране широкого круга условий (подробно о них смотри выше) выполнение которых требует средств, времени а так же и определенных предпосылок. Поэтому в тех странах с переходной экономикой  где такого рода условия и предпосылки возникли ранее или по явились сразу же в ходе реформ, действует более либеральная экономическая модель, а экономика развивается опережающими темпами.

Следовательно, использование в стране с переходной экономикой (той или иной модели экономической политики вообще и внешнеэкономической в частности) не может и не должно быть однозначным. Оно требует дифференцированного подхода для каждой страны с учетом наличия определенных условий и предпосылок.

Добавить комментарий