Монополия и конкуренция в переходной экономике. Условия формирования конкуренции

Конкуренция за потребителя является атрибутом здорового рынка. Она способствует продвижению научно-технического прогресса, повышения качества продукции и обогащения ассортимента. Поэтому все страны развитой экономики способствуют развитию конкуренции. Переход от плановой экономики к рынку предполагает предоставление предприятиям хозяйственной самостоятельности. Был осуществлен отход от плановых директив относительно цен, объемов выпущенной продукции и ее ассортимента. Предприятия теперь сами должны были искать себе поставщиков и рынки сбыта. В России этот процесс был пущен на самотек, что не могло не спровоцировать спад производства. Он был неизбежен, т.к. переход на свободные взаимоотношения с партнерами предшествовал созданию рыночной инфраструктуры и был осуществлен без информационного обеспечения при отсутствии рынка средств производства.

         Условия формирования конкуренции в переходной экономике.

Формирование конкуренции предполагает либерализацию ценообразования, переход от действия директивных централизованных цен к равновесным ценам свободного рынка. Такие цены убирают дефициты и товарные излишки и направляют конкуренцию на решение задач сбалансирования экономики.

В России либерализация цен стала первым реальным шагом в реализации рыночных реформ.

Предполагалось ранее, что эта мера не должна быть стартовым шагом рыночных преобразований. Больший позитивный вклад можно было получить, если бы этой мере предшествовали процессы, формирующие материальные основы рынка. Однако в России дефициты приобрели угрожающие размеры. Это вынудило правительство 1 января 1992 года провести в спешном порядке отпуск цен. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 года по сравнению с декабрем 1991 года, а оптовые цены возросли за первые два месяца почти в 3 раза. Думалось, что равновесные цены создадут необходимую пропорциональность в обществе, на основе которой сможет функционировать здоровая конкурентная среда.

Действительно, равновесные цены сформировали новые ориентиры хозяйственной деятельности предприятий. Раньше они производили продукцию для государства, а теперь стали приспосабливаться к реальному спросу.

Либерализация направляла конкуренцию в русло удовлетворения запросов потребителя. Однако одного этого мероприятия для формирования здорового конкурентного рынка оказалось недостаточно: конкуренция возможна при избытке продавцов. Кроме того, разразившийся спад не позволял предприятиям эффективно продвигать продукцию на рынках.

При становлении экономики переходного типа рынок очень вяло проводит селекцию эффективных производителей, поскольку период жесткой конкуренции продавцов еще не наступил: до сих пор убыточное производство в промышленности составляет 40%. Предприятия, не имеющие навыка конкурентной борьбы, стремятся ее избежать, вступал в сговор по поводу раздела рынков. Это лишает рынок необходимого динамизма, тормозит формирование структурных сдвигов в экономике.

Для формирования эффективной конкурентной среды требовалось создать механизм, обеспечивающий мобильность ресурсов, а также самими ресурсами, способными к перемещению. Для режима свободного движения ресурсов была необходима рыночная инфраструктура, формирование рынков капитала, оптовых товарных рынков, создания информационного поля, устойчивого денежного обращения, институциональных преобразований. Все эти условия начали создаваться потом, после либерализации цен. Поэтому этот шаг в реформах не смог оправдать надежды на быстрое действие оздоравливающих рыночных сил. Цены выросли, но структурные диспропорции не могли исчезнуть они не устранялись, что стало само по себе индикатором недостаточности конкурентных сил в переходной экономике.

Конкурентный рынок предполагали наличие свободных, не задействованных ресурсов, способных к перемещению. Однако отсутствие рынка жилья и режим прописки не создавал в России условий для перемещения рабочей силы в зоны реального спроса на нее. Рынок капитала только создавался и не мог обслуживать процесс межотраслевого и межрегионального перелива инвестиций в точки эффективного спроса. Инвестиционный процесс не мог подпитываться сбережениями населения. Либерализация лишила народ своих сбережений, а предприятия в условиях спада имели хроническую недостаточность финансовых средств. Все это привело к недостаточности свободных ресурсов, что к обескровливало экономику и свидетельствовало о том, что формирование конкурентного рынка дело будущего.

Процесс развития конкуренции в переходной экономике зависит от преобразования отношений собственности. Государственные предприятия, имея постоянную поддержку государства, демонстрировали низкую адаптивность к меняющейся конъюнктуре. Поэтому они не могли стать эффективными субъектами конкурентного рынка.

Надежды формирования конкурентного рынка неизбежно связывались с необходимостью реформирования отношений собственности. В России она воплотилась в приватизацию государственных предприятий. Последняя создает режим свободного предпринимательства, системы, при которой в производство приходит реальный собственник, несущий материальную ответственность за свои хозяйственные решения и имеющий возможность присваивать выгоды от своих новаций. В Китае реформирование собственности   пошло по пути коммерсализации государственных предприятий, что по существу постепенно нацеливало предприятие на рыночную адаптацию. В России же была распространена иллюзия, по которой считалось, что эффективность формирования конкурентного механизма напрямую зависит от скорости процесса приватизации, что длительный процесс приватизации отрицательно скажется на эффективности экономики и замедлит продвижение по пути реформ, что быстрая приватизация – это способ оперативно вырвать контроль над предприятием из рук неумелых управляющих и единственный путь навязать предприятиям жесткие бюджетные ограничения.

Однако жизнь опрокинула мифы о благотворности скоротечной приватизации. По существу лихорадочный передел собственности стал причиной невозможности смены стратегии предприятия поскольку неясность в результате передачи прав собственнику лишало его малейших стимулов обновления производства. Поэтому такого рода приватизационный процесс вел к стагнации производства, а не к развертыванию его конкурентоспособности.

Новые собственники не стали проводником эффективного менеджмента. Такой результат можно было ожидать.

Предприниматели не создаются в результате передач прав собственности. Предпринимательство складывается естественным путем, основываясь на выделении слоя инициативных людей, способных к эффективному хозяйствованию, скоростная приватизация не могла автоматически привести в производственные структуры эффективный менеджмент, новые капиталы. В результате не эффективные ранее государственные предприятия не смогли обеспечить себе конкурентных потенций при трансформации их в акционерные общества.

Приватизация так, как она проводилась в России, собственниками сделало в основном трудовые коллективы, администрацию и региональные элиты. Так называемых «народных предприятий» создать не удалось. По существу рабочие до сих пор не реализуют своих прав собственников и реально никакого участия в управлении производством не принимают. Администрация же оказалась бесконтрольной и  принимала управленческие решения, ставя, на первый план удовлетворение своих личных интересов, что явно не отвечало требованиям рынка и не способствовало укреплению конкурентных сил предприятия.

Даже там, где администрация пыталась удержать свое предприятие на плаву конкурентоспособной рыночной структуре зачастую не образовывалась, т.к. новые собственники не имели навыков эффективного рыночного менеджмента и не обладали инвестиционными потенциями.

Новые собственники или менеджеры, подчинив работу предприятия решению краткосрочных задач и своих личных выгод, стали проявлять стратегию недопущения аутсайдеров. Наделение «чужака» правами собственности таило угрозу потери возможности бесконтрольно причинять предприятие своим интересам.

Тем самым создавались искусственно препоны для притока новых капиталов в производство, нуждающегося в модернизации.

Это обстоятельство создало серьезные препятствия для конкурентного рынка, выдвигающего на авангардные позиции эффективного производителя, обновляющего и совершенствующего организацию и техническую базу своего бизнеса. Формировалась ситуация, которая консервировала имеющуюся хозяйственную структуру и препятствовала здоровой конкуренции.

Таким образом сегодняшняя ситуация стала ареной конфликта между эффективным менеджементом, заинтересованным в приему новых акционеров, и собственниками, препятствующими этому процессу и формирующими барьеры для вступления в отрасль новых капиталов. А это означает, что условия для свободного рынка капитала еще не созданы.

По-видимому развитию конкурентных сил в экономике стран переходного периода должна способствовать глубинная институциальная реформа микросреды , предприятий с тем, чтоб и акционерный механизм и эффективный менеджмент был ориентирован на развязывание здоровых сил рынка.

Реалиями сегодняшнего дня стало то обстоятельство, что стремительный уход государства из экономики привел к заполнению вакуума криминалом, который сразу же установил барьеры вступления в отрасль и обложил бизнес нелегальным налогом. Теперь путь к конкурентному рынку лежит через сокращения теневой экономики, что является весьма непростой задачей.

Добавить комментарий