Монополия в России. Влияние законодательства.

В будущем круг естественных монополий может сузиться. Грузовой железнодорожный транспорт все более станет ощущать конкуренцию со стороны автомобильных перевозок, с развитием производительных сил может потерять свои монопольные права междугородная телефонная связь, местные телефонные сети. Расширение конкуренции со стороны сотовой связи оздоровит ценообразование. Эти процессы уже набирают силу. Показательным является демонстрирование МПС нежелание идти по пути агрессивного повышения цен на железнодорожные перевозки. Рост стоимости услуг провоцирует спад производства и сокращает заказы на перевозки. Железная дорога при повышении цен начинает терпеть свои доходы.

Опираясь на указанные тенденции на рынке перевозок и связи, предполагается усилить их ценовую либерализацию. Либерализация рынка электроэнергии, которая усиливается в последнее время по требованию МВФ объясняется срочной необходимостью обеспечивать отрасль инвестиционными средствами.

Следует иметь в виду, что чрезмерное увлечение государством сдерживанием цен на продукцию естественных монополий, наталкивается на серьезные последствия, связанные с торможением развития экономики.

Известно, что новый вид замораживания цен ведет к образованию дефицитов, а недостаточное наполнение производства услугами инфраструктуры ведет к уменьшению валового национального продукта, что нежелательно. Это обстоятельство объясняет осторожность правительства, проявленную в ценовом регулировании естественных монополий.

Итак, в России преимущественное развитие получило направление антимонопольной политики, связанное с регулированием прав собственности и ставящем препятствия для появления новых монополий. Однако блок ценового регулирования монополий представлен явно недостаточно. Это связано не с использованием политики отказа формирования «потолка» монопольных цен, который действительно укрепляет позиции подавленной инфляции. Причина кроется в другом – в самоустранении от выявления монополистического завышения цен. В развитых странах государство осуществляет анализ конъюнктуры рынка, на основе которого определяет факт повышения цены в результате сговора. Подобная аналитическая работа предшествует применению санкций по отношению к монополистам.

Формально в России подобная практика закреплена законодательством. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 5) запрещает использование монопольного высоких цен, а их масштабы огромны. По некоторым оценкам на потребительском рынке сговор продавцов привел к завышению цен на 1/3. Однако антимонопольные органы не справились до сих пор с задачей выявления монополистов, злоупотребляющих монопольной властью. Поэтому это направление ценового регулирования деятельности монополий фактически в России оказалось не освоенным, хотя потребность в нем очень высока.

Формирование конкурентной среды как процесс подрыва монополизма происходит в России на основе:

— любого продвижения рыночных преобразований, которые направлены на обеспечение мобильности ресурсов, а значит и на устранение барьеров вхождения в отрасль;

— содействия развитию инфраструктуры, обеспечивающей более полнокровное действие рыночных регуляторов;

— перехода от рынка продавца к рынку покупателя, что препятствует стремлению производителя вести агрессивную ценовую политику;

— либерализации внешнеэкономической деятельности, которая приводит к утрате монополистических позиций в результате международной конкуренции.

Подрыв монополизма связан с процессом преодоления экономической обособленности, отраслей и регионов.

Монополизм подрывается, когда создаются возможности для проникновения новых ресурсов (капиталов, рабочей силы) в любые отрасли и регионы. Тогда возникают параллельные структуры, что обеспечивает режим конкуренции. В этой связи следует обратить внимание на аспект экономического развития, непосредственно не связанный с деятельностью самих монополий. Речь идет о дальнейшем развитии механизма мобильности ресурсов. Чем активнее он осуществляется, тем скорее возникают новые предпринимательские образования в отраслях и регионах. В этой связи большая роль принадлежит развитию инфраструктуры, особенно развитию информационного рынка, совершенствованию транспорта и связи. Подобное «инфраструктурное» направление антимонопольной политики будет способствовать устранению монопольных отношений отдельных экономических субъектов не только на рынках товаров и услуг, но, что не менее актуально для нашей страны, и на рынках труда. Ведь в нашей стране рынок труда деформирован отсутствием доступного рынка жилья, административным ограничением передвижения населения институтом прописки. Всяческие усилия по созданию мобильности трудовых ресурсов, что обеспечивается в определенной мере развитием инфраструктуры, будет способствовать формированию новых производств. Это один из компонентов антимонопольной программы.

Подрыв монополизма может осуществляться более действенно при переходе от рынка производителя к рынку потребителя. А именно эти цели наиболее характерны для нашего курса реформирования страны.

В условиях дефицитного рынка у производителей нет стимулов совершенствовать и обновлять производство. Отсутствие динамизма в экономике приводит к замедлению технического прогресса. Новые начинания медленно проникают в производственный процесс. Монополия, если она уже сложилась, консервирует свою власть над рынком. На рынке покупателя, насыщенном рынке, ситуация складывается иначе. Борьба за потребителя предполагает поиски нового ассортимента, товаров с качеством, которое соответствовало бы в большей мере потребностям потенциального покупателя. Такой рынок объективно толкает на поиски новых решений.

Монополия может создать барьеры вступления в отрасль уже освоенной продукции. Но новый ассортимент равнозначен новому товару, появление которого рождает новый рынок, который данный монополист еще не освоил. Конкуренция качества, характерная для насыщенного рынка, делает положение монополиста не абсолютным. Он начинает опасаться своих новых потенциальных конкурентов.

В этом направлении следует оценивать необходимость поощрения ускоренной диверсификации производства, любое направление по расширению ассортимента товаров и услуг. Необходимо содействовать выпуску товаров-субститутов, которые преодолевают в определенной степени скудность ассортимента производимой продукции.

Современный вид технического прогресса, связанный с применением гибких технологий, усиливает адаптивность производства к нововведениям, к изменению производственных программ. Новые возможности производства в отношении его обновления делают положение монополиста менее устойчивым. Опасаясь потенциальных конкурентов, он не может консервировать те условия производства, которые им уже достигнуты. Он начинает вести себя не как монополист, негативно влияя на рынок, а как субъект рынка, ищущий новые инновационные возможности своего лидерства. Поведение монополиста в этом случае не разрушает рынок, а наоборот повышает его эффективность.

Внешнеэкономическая деятельность государства при ориентации на либерализацию национального рынка должна стать инструментом структурной перестройки экономики на промышленной основе. В ходе ее реализации многие монополисты утратят свою власть над рынком, ибо их продукция оказывается морально устарелой. В этой связи нужно определится, какой вид перестройки позволит выйти стране на новые рубежи. В зависимости от решения этого вопроса, следует построить свою таможенную и налоговую политику. При этом безусловно встают вопросы об общественно допустимом техническом уровне отечественного производства.

Ориентация на этот уровень должна быть учтена при оптимизации уровня таможенных пошлин: они должны поставить наших производителей в режим конкуренции. Этот процесс безусловно удалит наиболее слабых из них с рынка. Процесс самоустранения таких производств не должен происходить, как стихийный процесс. Общество должно определяться с уровнем отечественного производства, который на данный момент времени отвечает потребностям страны. Отсутствие решений по данному вопросу приводит к потерям национального рынка, к разорению отечественных производителей и тем самым к углублению спада. Примером такого рода служит практика правительства Москвы, которое, столкнувшись с острой нехваткой продовольствия для обеспечения жителей Москвы, было вынуждено закупить его на западных рынках. Импортное продовольствие продавалось по сравнительно низким ценам, которые не давали нашему производителю необходимую доходность. В результате отечественное производство продовольствия в Подмосковье сократилось еще большее.

Применительно к российским условиям антимонопольное регулирование внешнеэкономической деятельности должно по возможности уходить от нетарифных мер ограничения экспорта, выдачи льгот для поставки товаров по межправительственным обязательствам. Эти направления экономической политики строятся на административных ограничениях или привилегиях отдельных производителей. По своей сути они во многом зависят от конкретной власти чиновничьего аппарата и не свободны от субъективизма и лоббирования интересов того или иного производителя. По возможности надо уходить от образования административной монополии. Этой цели должен служить механизм отбора предприятий на конкурсных началах для обслуживания межправительственных программ.

Добавить комментарий