Налоги и налогообложение: экономическая сущность налогов и сборов

Налоги — один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение связано с возникновением и становлением государственности. Известно, что в VII—VI вв. до н. э. в Древней Греции уже были введены налоги на доходы в размере десятой или двадцатой части доходов.
В понятии «налог» переплелись не только экономический и философский смысл, но и конкретная форма правовых взаимо¬отношений, закрепленных в законодательных актах.
Представления о налогах изменялись на протяжении веков. По мере развития и совершенствования теорий налогообложе¬ния происходила эволюция взглядов на понимание термина «на¬лог». Через его определение осознается и оценивается отноше¬ние общества к налогообложению. Поэтому ученые и обществен¬ные деятели постоянно предпринимали попытки дать определе¬ние налога не только с экономических позиций, но и с юриди¬ческой точки зрения.
А. Смит (1723—1790) определял налог как бремя, накладывае¬мое государством в законодательном порядке, в котором преду¬смотрен его размер и порядок уплаты. Он выдвигает тезис о непроизводительном характере государственных расходов, по¬этому налог как бы вреден для общества. Одновременно налог понимается как осознанная необходимость, как потребность эко¬номического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их уплачивает, — признак не рабства, а свободы. В этих взглядах явственно отражается двойственная природа налого¬обложения.
Налог — жертва и в то же время благо, если услуги госу¬дарства за счет этой жертвы приносят нам пользу.
Современные определения налога делают акцент, во-пер¬вых, на принудительном характере налогообложения и, во-вто¬рых, на отсутствии прямой связи между выгодой гражданина и налогами. Приведем некоторые определения налогов из различ¬ных источников.
1. «Налоги — это установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государствен¬ных нужд» (С. Ю. Витте, 1902).
2. «Налоги — принудительные сборы, взимаемые с населе¬ния на известной территории, на установленных законом осно¬ваниях, в целях покрытия общих потребностей государства» (Со¬ветская финансовая энциклопедия, 1924).
3. В учебнике «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю указыва¬ют, что «налог — принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и ус¬луг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосред¬ственно не получают товары или услуги…».
4. «Налоги — это наша плата за цивилизованность обще¬ства» (Стенли Фишер).
5. «Налог — обязательное и безвозмездное (в прямом смыс¬ле) изъятие средств, осуществляемое государством или мест¬ными органами власти для финансирования общественных рас¬ходов» (Толковый экономический и финансовый словарь, 1994).
6. «Налог — обязательный платеж, взимаемый в государ¬ственный (местный) бюджет с физических и юридических лиц» (Современная экономическая энциклопедия, 2002).
Таким образом, трудность понимания природы налога свя¬зана с тем, что его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление действи¬тельности. Налог — это прежде всего финансовая, экономичес¬кая категория, а по своей внутренней сущности — это обще¬ственно необходимое явление. Поэтому по мере развития двух наук — экономики и политологии — открываются все новые и новые возможности для выяснения сущности налога.
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) дает сле¬дующее определение искомого понятия: «Под налогом понима¬ется обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взи¬маемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственноговедения или оперативного управления денежных средств, в це¬лях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Налоги — основной источник формирования финансовых ре¬сурсов страны, используемый на содержание государственного аппарата и предоставление определенных услуг населению в области пенсионного обеспечения, образования, здравоохране¬ния, занятости и т. д. В развитых капиталистических странах налоги составляют 90% от всех поступлений в федеральные и более 70% — в местные бюджеты.
Наиболее значимыми характеристиками налогового платежа являются следующие.
1. Законодательная основа: налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства.
2. Обязательность: законом однозначно определяется обя¬занность граждан уплачивать налоги. Обязательность «уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны го¬сударства. Так, согласно ст. 57 Конституции РФ, «каждый обя¬зан платить законно установленные налоги и сборы».
3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа оз¬начает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не по¬рождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счете, естественно, возмездность налоговых отношений возникает, поскольку государство предо¬ставляет своим гражданам определенный круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога та¬кой возмездности нет.
4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной влас¬ти — в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий), может быть назван налогом. Если платеж, удовлетворяющий приведенным выше трем условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом.
Не все платежи, взимаемые с граждан и юридических лиц на основе обязательности и индивидуальной безвозмездности, являются налогами. Так, штраф, который взимается по решению суда в пользу третьих лиц или даже государства, налогом не является.
Выделение четырех основных характеристик налогового платежа позволяет определить отличие налога от сбора и пошлины. В случае пошлины или сбора всегда преследуется специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина или сбор), которая достигается в результате уплаты, т. е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Определенная цель может преследоваться и при уплате некоторых налогов (целевые налоги), однако в этом случае, во-первых, цель формулируется не налогоплательщиком, а государством, а во-вторых, не возникает элемента возмездности. Так, целевым налогом является сбор на воспроизводство минерально-сырьевой базы, но это не цель налогоплательщика. В случае же сбора (например, таможенного) налогоплательщик формулирует цель — ввоз тех или иных товаров на территорию страны. Именно налогоплательщик в первую очередь заинтересован во ввозе товара, государство же выдвигает условие ввоза — оформление документов и уплату таможенного сбора.
Сбор — обязательный взнос организаций и физических лиц уплата которого — одно из условий совершения государственными органами или органами местного самоуправления и их должностными лицами юридически значимых действий в отношении плательщика.
Понятие пошлины Налоговый кодекс РФ не выделяет как самостоятельное. В экономической литературе пошлина чаще всего определяется как денежный сбор, взимаемый соответствующими государственными органами при выполнении ими определенных функций, предусмотренных законодательством данной страны. Наиболее распространенными являются почтовые, судебные, наследственные и таможенные пошлины.
Парафискалитет — обязательный сбор, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации.
Примером широкого распространения парафискалитетов является Франция, где подобным образом финансируются расходы торгово-промышленных палат, эконо¬мических бюро, Центральная касса сельскохозяйственной взаи¬мопомощи, многочисленные фонды социально-экономической ориентации, Национальное бюро навигации и многие другие организации.
Российское законодательство не выделяет парафискалитеты в относительно самостоятельную отрасль налогового права.
Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создавае¬мого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предо¬ставления государственных услуг.
Проблемы построения налоговой системы и принципы налого¬обложения занимали умы экономистов, философов на протяже¬нии существования государства. Это отражено в работах Ф. Аквинского (1225 или 1226—1274), Ш. Монтескье (1689—1755), А. Смита (1723—1790) и многих других. Именно А. Смиту челове¬чество обязано первой, наиболее четкой постановкой вопроса о принципах налогообложения и его справедливости. Им были вы¬делены следующие основные принципы налогообложения, ко-торые не устарели вплоть до нашего времени:
• справедливости налогообложения, декларирующий все¬общность обложения и равномерность распределения налога меж¬ду гражданами соразмерно доходам;
• определенности, требующий, чтобы сумма налога, способ и время платежа были известны налогоплательщику точно и заранее;
• удобности, согласно которому налог должен взиматься таким образом, который бы доставлял наибольшие удобства на¬логоплательщику, и тогда, когда это его устраивает;
• экономии, предполагающий минимизацию издержек взи¬мания налога.

Добавить комментарий