Налоговый кредит

Краткая история налогового кредита в РФ
20 декабря 1991 г. был принят в числе первоочередных закон №2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите». В соответствии с ним под инвестиционным налоговым кредитом понимается отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми органами в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом. Следует сказать, что применяемый в этом законе термин налоговый кредит не совсем корректен и носит скорее декларативно-благозвучный характер. Ведь под кредитом понимается предоставление средств на возвратной основе на принципах возвратности, срочности, платности.
В этом законе речь идет об отсрочке платежа с индексацией в соответствии с уровнем инфляции.
В соответствии со статьей 6 предприятию давалась возможность отсрочки по платежам по налогу на имущество на сумму процентов по банковским кредитам трудовым коллективам на выкуп имущества предприятия. Минимальный срок такого кредита законодательно устанавливался в 5 лет, однако, предприятию давалось право на его уменьшение. Первые платежи по кредиту должны были начинаться не позднее чем через три года после его предоставления.
Нельзя не признать, что, несмотря на, безусловно, благие цели принятия данного закона, он не сумел сыграть ту роль, которая ему предназначалась законодателем. Это было связано как с экономическими, так и с юридическими причинами.

Налоговый кредит в соответствии с Налоговым кодексом
Согласно п.3 ст.61 Налогового кодекса Российской Федерации изменение срока уплаты налога или сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
В европейских государствах налоговый кредит означает не изменение срока уплаты налога, а вычет из суммы начисленного налога.
Процедура предоставления налогового кредита и инвестиционного налогового кредита имеет некоторые отличия от иных видов изменения срока уплаты налогов — от отсрочки и рассрочки уплаты налога. Согласно п.6 ст.65 НК на основании решения уполномоченного органа о предоставлении налогового кредита или инвестиционного налогового кредита заключается договор установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и налогоплательщиком.
Уполномоченным органом, принимающим решение об обычной отсрочке, рассрочке, о предоставлении налогового кредита, и заключающим соответствующий договор, в соответствии с п.6 ст.9, ст.63 НК является финансовый орган. Это Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации либо муниципального образования — в зависимости от того, в бюджет какого публично-правового образования поступают доходы по налогу, срок уплаты которого изменяется.
Налоговый кодекс РФ не содержит норм, которые бы регулировали отношения по разрешению разногласий между финансовым органом и налогоплательщиком по поводу условий договора налогового кредита. Если финансовый орган не согласен предоставить кредит на условиях, изложенных в заявлении налогоплательщика, он просто отказывает в предоставлении налогового кредита, вынося соответствующее решение.
В соответствии с абзацем четвертым подпункта 16 п.1 ст.31 НК полномочиями на обращение в суд с иском о расторжении договоров налогового кредита наделены не уполномоченные финансовые органы как стороны по договору, а налоговые органы. Это МНС РФ и его подразделения (п.1 ст.30 НК). Как следует из ст.2 Закона РФ »О налоговых органах Российской Федерации», органы МНС РФ отнесены к федеральным органам исполнительной власти.

Добавить комментарий