Основные направления долгосрочной программы выхода из трансформационного кризиса.

Правительство РФ разработало долгосрочную программу развития страны на ближайшие 10 лет. Она ставит целью достичь ежегодных темпов экономического роста как минимум 4-5%, добиться на этой основе повышения уровня жизни населения до уровня среднеразвитых стран, сократить имущественную дифференциацию, увеличить средний класс, сделать его преобладающим в обществе, сформировать правовое государство, гарантирующее защиту основных прав и свобод человека.

Обсуждение этой программы в рамках общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России позволило сделать несколько весьма важных выводов.

Существующие условия развития и ее тенденции говорят о том, что у России есть шанс осуществлять устойчивый рост на уровне 5%. Эта цифра вполне реальна при условии активизации инновационной деятельности, и здесь особо велика роль государства. Тогда примерно за 10 лет можно решить поставленные актуальные задачи.

Согласно разработанному фондом «Либеральная миссия» прогнозу этот срок распадается на 3 этапа.

Первый этап – наиболее важный. Он будет протекать примерно с 2000 по 2003 гг. Его основные задачи – преодоление кризиса недоверия к правительству и улучшение инвестиционного климата. Темпы прироста ВВП в этот период будут незначительны, примерно 2-3% в год, возможно увеличение безработицы. Это связано с жесткой бюджетной политикой, мерами по выравниванию условий конкуренции, ликвидацией убыточных предприятий. В этот период должны также оздоровиться банковская система и восстановиться финансовые рынки.

Приблизительно с 2004г. должен начаться второй этап, который должен характеризоваться ускоренным развитием рыночного сектора и увеличением инвестиций. В этот период темпы прироста ВВП должны увеличиться до 4-5%, не будет убыточных предприятий, исчезнут неплатежи и бартер. Инвестиции будут расти более высокими темпами, их ежегодный прирост составит 6-7%. Благодаря этому увеличится доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте и доля производственного оборудования в импорте страны, существенно сократится вывоз капитала.

В этот период возможны наиболее значимые изменения в социальной жизни общества. Реальные располагаемые доходы населения будут расти на 2-3% в год, инфляция составит не более 5%, номинальные денежные доходы будут покрывать увеличение расходов населения. В этот же период планируется завершить пенсионную реформу, реформы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.

Завершение структурной перестройки экономики и достижение высоких темпов экономического роста возможно только на последнем, третьем этапе, который должен начаться около 2008г, а завершиться в 2010 году. На этом этапе возможно достижение темпов прироста ВВП на 7-8%, а реальных доходов населения на 4-5%. Благодаря высоким темпам прироста инвестиций в предыдущем периоде возникнут условия для существенного роста производительности труда.

Другие страны, осуществляющие переход к рыночной системе, весьма различаются по сегодняшним условиям и перспективам их будущего развития. По сегодняшним и ожидаемым темпам прироста ВВП их можно разделить на четыре группы: явные лидеры с темпами прироста 6-9%, опережающие —  4-6%, середняки — 2-4%, отстающие – не более 2% .(см. таблицу 20.1)

Классификация  стран с переходной экономикой

 Страна                     Прирост ВВП

Явные лидеры

Югославия                    10,7

Албания                          7,1

Азербайджан                  7,0

Грузия                             6,2

Опережающие

Словакия                       5,5

Армения                        5,5

Венгрия                         5,3

Польша                         5,2

Румыния                      5,1

Македония                   4,7

Болгария                      4,7

Литва                            4,3

Туркмения                    4,3

Босния-Герцеговина   4,3

Словения                     4,2

Таджикистан                4,2

Эстония                        4,1

Латвия                          4,1

Середняки

Чехия                            4,0

Молдова                       4,0

Хорватия                      4,0

Казахстан                     4,0

Киргизия                       3,4

Украина                        2,4

Россия                          2,1

Отстающие

Узбекистан                   1,8

Беларусь                      0,5

Источник: Вопросы экономики, №10, 2000г., с. 15.

 

При анализе данных таблицы нужно учитывать, что высокие темпы прироста ВВП не означают высокого уровня жизни в данной стране. По мере изменения ситуации страны могут переходить из одной группы в другую, но во всех странах темпы развития будут зависеть от двух факторов – имеющейся потенциальной базы развития в виде наличия природных ресурсов, качества человеческого капитала, масштаба рынков, численности населения и пр., и избранной правительствами этих стран стратегии развития. Последний фактор накладывает особую ответственность на все   правительства при определении стратегических задач и путей их решения.

Добавить комментарий