Особенности приватизации в постосоциалистических странах (тенденции развития частного сектора)

В 1990 году в Германии особым законодательным актом был учрежден Тройханд (Трастовая Компания — ТК) для управления и приватизации государственного имущества ГДР.  Она являлась государственной организацией под контролем Федерального министерства финансов. Согласно закону о ТК, принятом в июне 1990 года вся общенародная собственность бывшей ГДР в сфере промышленности и торговли становилась государственной федеральной собственностью и передавалась во владение ТК. Приватизация почти 13 тыс. восточногерманских предприятий с общей численностью занятых более 5 млн. чел. была успешно проведена за 5 лет

Руководящие органы ТК — Административный Совет и Совет Директоров. Профсоюзы и федеральные земли участвовали в принятии решений ТК посредством делегирования в Административный Совет четырех своих представителей. ТК могла своим правовым актом о разграничении прав собственности передать предоставленные ей предприятия в собственность федеральным землям или местным органам власти (муниципалитетам, земельным округам, районам).

В процессе приватизации мелких предприятий акции приватизируемых предприятий продавались работникам со скидкой в зависимости от трудового стажа. Предпочтение оказывалось работникам управления, поскольку они имели стартовый опыт менеджмента.

При продаже объектов собственности по рыночной стоимости предприятие проходило предприватизационный период  суть которого заключалась в создании баз данных по каждому предприятию. ТК стремилась к продаже 100% всех объектов и если покупатель приобретал только долю участия в капитале предприятия, не дающую право контроля, то проводилась попытка через “опцион на продажу” стимулировать покупателя приобрести оставшиеся долевые части предприятия.

В случае предоставления покупателем перспективного плана стратегического развития объекта, он мог рассчитывать на государственную ссуду до 1 млн. немецких марок на 20 лет под льготные проценты. Погашение ссуды начиналось через десять лет после заключения соглашения.

Специальные отделы ТК держали под постоянным контролем каждый приватизационный договор и в случае необеспечения покупателем обязательств по инвестированию и сохранению рабочих мест, налагались штрафы. Штраф равнялся величине нереализованных инвестиций и годовой заработной плате за каждое несозданное или потерянное рабочее место. Процедуру банкротства ТК использовала в крайнем случае, в ряде случаев инвестор бесплатно передавал приобретенное предприятие другому, более серьезному покупателю, проводилась процедура “смены инвестора”.

ТК заключила с частными лицами приблизительно 40 тыс. договоров, которые включали около 600 тыс. договорных обязательств. Выполнение этих обязательств контролировалось, а определенная их часть продолжает контролироваться. 75% условий, обозначенных в приватизационных договорах были выполнены к концу 1998 года, выполнение оставшихся должно завершиться до конца 2002 года.

В целом специфика национальных моделей представлена всем спектром возможных различий: от модели с преобладанием самоуправленческих предприятий в Словении до подавляющей национальную составляющую доли иностранного капитала в Венгрии.

Наиболее важным показателем, отражающим количественные результаты приватизации является распределение занятости по формам собственности и доле частного сектора в ВВП. Ко второй половине 90 — х годов она составляла в Болгарии 41% (1996 г.), Венгрии 78% (1997г.), Румынии 52% (1996 г.), Сербии 11% (1994 г.).

При уменьшении общей численности работников, их доля в частном секторе росла: в Болгарии по сравнению с 1990 годом в 1998 году численность работников частного сектора увеличилась в 7,5 раза, в Польше прирост составил 37%, в Чехии только за первые 4 года реформ этот показатель вырос почти в 7 раз.

Общую тенденцию относительного роста доли частного сектора в общей занятости отражают следующие показатели:

Доля занятых в частном секторе (% ко всем занятым)

Страны

1990

1995

1996

1997

1998

Болгария

5,9

40,7

47,4

55,3

58,6

Македония

2,4

Польша

47,9

61,4

63,4

66,7

Румыния

50,7

51,5

57,5

Словакия

3,8

39,4

40,3

39,7

Чехия

7,0

53,0

Югославия

2,4

11,1

12,6

18,4

20,1

Источник:  МЭ и МО, 2000, №7, с.86.

Наиболее интенсивно формирование отношений частной собственности протекало в аграрной сфере, где в частном секторе в 1997 году было занято 98% всей рабочей силы. Такое же соотношение характерно и для торговли, где в частном секторе занято 96%.

Общей тенденцией для всех формирующихся макросистем ЦВЕ стал спад во всех структурообразующих подотраслях национальной экономики. Самым серьезным образом процессы приватизации отразились на машиностроительном комплексе, доля которого в ВВП значительно упала, и машиностроение уже не занимает преобладающих позиций в национальной экономике, как было ранее.

 

Доля машиностроительного комплекса в общей структуре занятых в промышленности, %

Страна

1990

1995

1996

1997

Болгария

35,1

30,0

30,6

28,0

Венгрия

32,9

19,6

20,7

23,2

Македония

11,4

11,5

10,4

Польша

20,5

19,3

18,8

18,6

Румыния

30,4

23,7

22,9

22,1

Хорватия

17,4

17,2

Чехия

31,4

28,6

27,8

27,6

Югославия

21,8

20,5

20,5

19,4

Источник: МЭ и МО, 2000, №7, с.91.

Результатом процессов приватизации стало изменение социальной структуры нации. Сформировались новые соотношения по трудовому статусу: наемные работники и работодатели. Большинство в общей численности трудоспособных занимают наемные работники. Класс работодателей и предпринимателей находится в стадии формирования.

В целом результатом 10 лет переходного процесса в формирующихся макросистемах стало завершение дифференциации стран. Лидирующие позиции по результатам реформ и процесса приватизации в частности, занимают Венгрия, Польша, Чехия, Словакия и Словения. Позиция лидеров не означает, что эти страны избежали трансформационный спад: и Чехия, которая считалась образцом успешного реформирования в первой половине 90 — х годов, и Польша, показывающая высокие темпы экономического роста, сумели его преодолеть. Общим для этих стран стала однозначная ориентация в развитии на Запад, результатом чего стало вступление Венгрии, Польши и Чехии в НАТО.1

Другая группа стран находится в глубоком кризисе и стагнации. Падение уровня производства в Болгарии и Румынии поставило перед ними проблему выживания, особо сложное положение у стран, ранее входящих в СФРЮ. Политические элиты этих стран не сыграли позитивной стратегической роли, что серьезно отразилось на проблемах реформации и обострило кризисное положение.

Обособленное положение занимает Китай, который начал переходные процессы не с политических преобразований, а с экономических. Политика властей заключается в ограниченном вмешательстве в вызревание новых экономических отношений, в формирование движущих сил и последовательности изменений. Власти опираются на теоретическую посылку, в соответствии с которой экономический строй общества в принципе нельзя сконструировать. Распространено всеобщее убеждение, что стабильность общества и экономическое развитие важнее демократизации, что нельзя во имя неких высших целей жертвовать насущными интересами народа.

Реформы отношений собственности начались в сельском хозяйстве с разрешения семейного подряда. Серьезную роль сыграли четыре специальные экономические зоны, которые стали пробным вариантом экономических и социальных преобразований.

Изменение отношений собственности осуществлялось не путем реформирования общественной собственности, а посредством повседневного приращения и развития частной собственности, в результате чего относительная доля общественной собственности в национальной экономике падает.1

Если в большинстве стран процессы приватизации начались с “легкой” приватизации, охватившей мелкие и средние предприятия, то Китай является страной, которая начала приватизацию во второй половине второго десятилетия своего реформирования и именно с крупных предприятий.2 Процессы приватизации развивались медленно, поскольку существовало опасение появления высокого уровня безработицы и недовольства.

Общая философия созидания, но не разрушения позволили избежать трансформационного спада, высокой инфляции, обусловила осторожный подход и к привлечению иностранных инвестиций. В Китае вводятся серьезные ограничения для иностранного капитала в тех случаях, когда его участие кардинально не способствует техническому и технологическому развитию или используются стандартные технологии. Правительство не считает нужным при таких обстоятельствах уничтожать возможности формирования национального предпринимательства и поддерживает, таким образом, развитие малого и среднего бизнеса, формируя национального собственника.

Допускать иностранный капитал в национальную экономику Китая стали только после завершения начального периода формирования национальных субъектов рынка. Закономерности этого периода предполагают необходимость охраны зарождающихся национальных  рыночных структур от опытных иностранных конкурентов, обладающих финансовыми ресурсами, технологиями, ноу-хау. По мере того, как национальный производитель и национальный капитал формируется, и приток иностранного капитала не грозит уничтожением национального внутреннего рынка, экономическая политика в отношении иностранного капитала становится более либеральной.

В 2000 году доля частных предприятий в промышленности, включая иностранные корпорации в Китае должна подойти к уровню 30%, смешанных (коллективных) — 44%, а государственных 26%. При современной классификации структуры собственности, по которой все объекты, которые не относятся к государственному сектору, считаются частными, доля частного сектора в Китае составляет около 3/4. Двадцать лет назад примерно такую долю (77,6%) занимал государственный сектор.

 

Добавить комментарий