Перестройка финансовой системы : необходимость, цели и задачи

Накануне экономических реформ, в конце 1991 года политико-экономическая ситуация в стране была катастрофической. В первую очередь это касалось финансовой системы.

Бюджетный дисбалансы начали нарастать в Советском Союзе еще с середины 80-х годов. Причинами фискальных диспропорций были : ослабление традиционного репрессивного механизма и деградация системы иерархического управления экономикой; устранение стимулов трудовой активности, присущих социализму; рост доли прибыли в распоряжении предприятий, что привело к снижению доходов бюджета; снижение поступления налога с оборота в результате отказа  от жесткого контроля оптовых цен при фиксированных розничных; увеличение расходов бюджета на ценовые субсидии предприятиям; падение цен на сырье и энергоносители в мировом хозяйстве; ошибки в экономической политике (антиалкогольная кампания и др.); рост оборонных расходов, связанных с войной в Афганистане, техногенные и природные катаклизмы (катастрофа на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Спитаке и др.).

Главным фактором финансового спада в начале 90-х годов стало полное отсутствие ограничений спроса. Из-за противоборства союзных и российских властей, которые соревновались между собой в принятии все новых дополнительных социальных обязательств, в финансировании непродуманных инвестиционных программ и т.д. накачка денег в экономику продолжалась и даже усилилась. Существенно выросли все денежные показатели. Прибыль предприятий в номинальном исчислении увеличилась в 1,9 раза, денежные доходы населения – в  2, выпуск денег в обращение – в 4,4 раза. Внешний долг, номинированный в конвертируемой валюте, увеличился до 76 млрд. долларов, внутренний валютный долг – до 5,6 млрд. долларов, задолженность по клиринговым операциям достигла 29 млрд. долларов. Золотовалютные резервы резко сократились и составили на 1 января 1992 года 289,6 тонн. Дефицит государственного бюджета превысил запланированный на 1991 год в 6 раз и достиг по оценке Института экономических проблем переходного периода 21% ВВП, причем бывшие союзные республики фактически прекратили перечисление средств в союзный бюджет. По оценкам Мирового банка бюджетный дефицит оказался равным 30,9% ВВП.

Финансовая стабилизация в России осложнилась отсутствием теоретической базы для проведения реформ. В советской экономической науке финансовые отношения традиционно рассматривались как инструмент формирования натурально-вещественных пропорций. Вопросы же о взаимном влиянии денежной, налоговой и бюджетной политики на экономическую систему, характеризуемую высоким уровнем инфляции, безработицы, процентной ставки, с динамически обменным курсом национальной валюты и т.д., оказались  новыми для отечественных экономистов.

Анализ финансовых взаимосвязей в экономике переходного периода затруднен в силу следующих причин:

? статистические данные не всегда соответствуют реальным процессам, происходящим в экономике. Многие данные приходится реконструировать, используя либо индивидуальные, либо групповые обследования, что снижает качество и надежность статистических показателей;

? теоретические знания, накопленные мировой экономической наукой не затрагивают вопросов перехода от командно-административной системы к рыночной;

? экономика переходного периода характеризуется нестабильностью экономической ситуации, что приводит к существенным колебаниям основных макроэкономических параметров и не позволяет выявить постоянные, существенные, устойчивые взаимосвязи между денежной, налоговой, бюджетной политикой и макроэкономической ситуацией в стране;

? политическая нестабильность, изменения законодательного и нормативного регулирования экономики предопределяют непредсказуемость условий хозяйственной деятельности.

Поэтому, формирование финансовой системы, адекватной рыночной модели развития, происходило в России до сих пор главным образом на основе одной теоретической концепции – монетаризма. Необъективная оценка конкретно-исторических условий развития экономической системы в России, недостаточный учет разнообразного зарубежного опыта управления финансовыми отношениями, механическое копирование монетарной политики, которая стала основой экономической политики высокоразвитых стран лишь в последние десятилетия относительно стабильного социально-экономического положения и устойчивого экономического роста, усилили негативные тенденции в экономике.

Финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 года, показал невозможность последовательной реализации монетаристских методов в условиях переходной экономики и порочность механического копирования экономической политики западных стран.

Основной целью реформ финансовой системы в России является создание такого механизма формирования и использования фондов финансовых средств, который бы способствовал эффективному распределению  и перераспределению национального дохода с целью развития производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепления государства, обеспечения высокого уровня и качества жизни широких слоев населения, осуществления структурной перестройки экономики, выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов. Для достижения этой цели требуется решить следующие задачи:

q     разработка адекватной концептуальной основы для систематизации и формирования бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней;

q     планирование учета исполнения и анализа множества финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления;

q     объективная оценка воздействия государственных финансов на экономику страны, состояние финансов и платежного баланса;

q     создание и улучшение инфраструктуры финансового рынка;

q     превращение бюджетного механизма в эффективный инструмент социально-экономической политики и преодоление на этой основе бюджетного кризиса. Подход к бюджетным инструментам не изменился. Бюджетному механизму в системе экономических регуляторов по-прежнему отводится второстепенная роль: он предназначен в основном для финансирования государственного аппарата, поддержания «минимальных государственных социальных гарантий» и «минимальной бюджетной обеспеченности»;

q     разработка бухгалтерских и аудиторских стандартов для точной оценки новых проектов, эффективности и платежеспособности предприятий и т.д.;

q     подготовка кадров. В настоящее время не хватает квалифицированных кадров, разбирающихся во всех тонкостях сложной финансовой системы.

Добавить комментарий