Принципы отбора персонала

Организационно-правовые принципы отбора персонала на государственную службу. Отбор и профессиональный отбор персонала на государственную службу как система  мероприятий  строится  на  основе  принципов,  механизмов, совокупности процедур. Основные организационно — правовые принципы отбора персонала базируются на  положениях  Конституции  Российской   Федерации, федеральных   законов,   в частности, на законе «О государственной гражданской службе РФ», на основах положения «Положение о проведении конкурса на замещение вакантной государственной   должности федеральной   государственной   службы»,   на   законах субъектов Российской Федерации. Это следующие принципы:

• Принцип  гарантии  государством равенства   прав   и  свобод человека   и гражданина   независимо   от   пола,   расы,   национальности,   языка,   происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,    принадлежности    к общественным   объединениям,   а   также   других обстоятельств.

•        Принцип  запрещения  любых  форм   ограничения   прав   граждан    по признакам  социальной,  расовой,  национальной,  языковой  или  религиозной принадлежности.

•        Принцип равных прав и свобод, а также равных возможностей их      реализации для мужчины и женщины.

•        Принцип равного права граждан Российской Федерации участвовать в      управлении делами государства как непосредственно, так и через своих      представителей.

•        Принцип равного права свободно распоряжаться своими способностями к      труду, выбирать род деятельности и профессии.

•        Принцип равного доступа к государственной службе всех граждан      Российской Федерации.

•        Принцип  равного  доступа   граждан   к   государственной   службе   в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой означает, что приоритетного права поступления на государственную службу нет ни у одного гражданина.

•        Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, по сути  устанавливает  важнейшие   требования   к   профессиональному   отбору государственных служащих  на  государственные  должности.

В  этом  принципе соединены  две  важные   характеристики   человека  профессионализм   и компетентность.   Профессионализм   означает   высокую   степень   овладения человеком профессиональными знаниями, умениями,  навыками,  наличие  у  него профессионального психологического опыта.

При  отборе  граждан  на  государственную  службу  важно  учитывать принцип   единства   основных   требований,    предъявляемых    к государственной службе. Применительно к практике отбора это  означает,  что должны быть установлены единые правила приема  на  государственную  службу, единые  критерии  оценки  при  проведении  конкурсов,   единые   требования квалификационного экзамена по специализациям государственных  должностей  и др. Из этого принципа вытекает единство  критериев,  а  также  ограничений, устанавливаемых при приеме и нахождении граждан на государственной службе.

Критерии  отбора.  При  установлении  критериев  отбора  должны   быть соблюдены следующие требования:

•        Валидностъ критериев отбора — она означает, что критерии отбора должны соответствовать содержанию работы и требованиям  к  должности,  на  которую производится отбор (низкая валидность может явиться источником ошибок).

•        Полнота критериев.  Требование  полноты  критериев,  используемых  при отборе, означает, что они должны  учитывать  все  ключевые  характеристики, важные для успешной работы в данной должности. Неполнота  критериев  отбора может привести к тому, что будут  отобраны  кандидаты,  не  удовлетворяющие организацию по некоторым важным рабочим показателя.

•        Надежность  критериев.  Отбор  на  основании  установленных  критериев должен  обеспечивать  точность  и  устойчивость  результатов.   Результаты, полученные в ходе отбора, не должны быть случайными.

•        Необходимость  и  достаточность  критериев.  Не  следует   перегружать процесс поиска кандидатов и излишне сокращать число  возможных  кандидатов, беря за основу критерии, которые не являются необходимыми или обязательными для успешной работы в должности.[5]

Отбор граждан на государственную службу осуществляется с учетом  ряда важнейших критериев. С определенной долей условности их можно  разделить на формальные, социальные и профессионально — квалификационные.

К формальным критериям отбора относятся требования  к  перечню  документов, которые гражданин представляет при поступлении на  государственную  службу. Они установлены  законом  «О государственной гражданской службе РФ». Это, как правило:

•        личное  заявление;

•        документ,  удостоверяющий личность;

•        трудовая  книжка;

•        документы,  подтверждающие   профессиональное образование;

•        справка  из  органов  государственной  налоговой   службы   о представлении сведений об имущественном положении.

К формальным критериям отбора относятся и  ограничения,  связанные  с государственной   службой.   Ст.   11   Федеральный   закон   » О государственной гражданской службе РФ»  определяет  перечень  таких ограничений, согласно которых государственный служащий не вправе:

•        заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью;

•        Быть     депутатом     законодательного     (представительного) органа   Российской   Федерации,     законодательных     (представительных) органов      субъектов      Российской    Федерации,    органов    местного самоуправления;

•        заниматься предпринимательской  деятельностью  лично  или  через       доверенных лиц;

•        состоять членом органа управления коммерческой  организацией,  если  иное не предусмотрено федеральным законом  или  если  в  порядке,  установленном федеральным законом и  законами  субъектов  Российской  Федерации,  ему  не поручено участвовать в управлении этой организацией;

•        быть  поверенным   или   представителем   по   делам   третьих   лиц   в государственном органе, в котором он состоит на государственной  службе,  а также в том органе, который непосредственно  подчинен  или  непосредственно подконтролен ему;

•        использовать   в   неслужебных   целях   средства   материально- технического,   финансового   и   информационного    обеспечения,    другое государственное имущество и служебную информацию.

•        получать   гонорары   за   публикации   и   выступления   в    качестве государственного служащего;

•        получать от физических и  юридических  лиц  вознаграждения,  связанные  с использованием должностных обязанностей, в том  числе  и  после  выхода  на пенсию;

•        принимать  без  разрешения  Президента  Российской    Федерации награды,   почетные   и   специальные   звания   иностранных    государств, международных и иностранных организаций;

•        выезжать  в   служебные   командировки  за  границу   за   счет физических и юридических лиц,   за   исключением   служебных  командировок, осуществляемых  в  соответствии  с  международными  договорами   Российской Федерации или на взаимной  основе  по  договоренности  федеральных  органов государственной  власти  и   органов   государственной   власти   субъектов Российской Федерации с государственными  органами  иностранных  государств, международными и иностранными организациями;

•        принимать участие в забастовках;

•        использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.

 

В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Кроме   того,   государственный   служащий   обязан   передавать    в доверительное управление под  гарантию  государства  на  время  прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты)  акций в уставном  капитале  коммерческих  организаций  в  порядке,  установленном федеральным законом.

К социальным критериям при отборе граждан на  государственную  службу следует отнести сведения о  возрасте,  состоянии  здоровья,  информацию  об имущественном   положении,   о    родственных    отношениях    с    другими государственными служащими, о владении государственным  языком,  о  наличии гражданства и некоторые другие. Их перечень установлен п. 1, 2, 3 ст. 21, а также п. 2 ст. 25 Федерального закона «О государственной службе  Российской Федерации».

Это критерии,  которые  не  позволяют  гражданину  быть  принятым  на  государственную службу  по  состоянию  здоровья,  при  близких  родственных  связях с государственными служащими, утрате гражданства, при лишении  права  на замещение государственной должности по решению суда и др.

Добавить комментарий