Региональные особенности экономики переходного периода в регионах

Экономика страны — многокомплексная и многообразная система. Она подразделяется на множество составных частей — это прежде всего десятки отраслей и территориальных хозяйственных комплексов, многочисленных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, объединений, организаций и т.п.). Перспективы преодоления кризиса и дальнейшего социально-экономического развития России прямо связаны с сочетанием и учетом интересов и прежде всего экономических образований, территорий и государства “в целом”, т.е. устойчивое развитие общества в целом определяется прежде всего степенью развития регионов.

На уровне региона происходит сочетание вертикального и горизонтального направлений социальных и эколого-экономических интересов.

В настоящее время идет поиск оптимального их сочетания. Центр взаимодействия смещается в сторону регионов. Однако степень децентрализации в принятии экономических решений, финансовой (бюджетной) независимости региона должны уравновешиваться обязательностью выполнения единых норм и правил налогово-бюджетных параметров и законодательно-закрепленных социо-экологических ограничений на макроуровне. Оптимальность сочетания горизонтальных и вертикальных интересов регионов, их паритетность означает относительную сбалансированность дезинтеграционных и интеграционных процессов, что обеспечивает целостность и  устойчивость государства.

 

Экономический потенциал региона и его значение в образовании региональных рынков.

В основе социально-экономического развития территорий лежит потенциал регионов. Исходя из наличных условий природных экономических, демографических, исторических, каждый регион специализируется на производстве продукции, затраты на которую ниже чем в среднем по стране.

Другими словами, межрегиональная специализация проявляется в разделении труда между регионами, при которой рост концентрации однородного производства превосходит потребности данного региона, что отражается в интенсификации межрегионального обмена товарами, услугами, научно-технической информацией.

Переход к рыночным отношениям требует совершенствования структуры  хозяйствующих регионов. Суть заключается в том, чтобы обеспечить комплексность их развития, рациональное использование экономического потенциала и эффективное взаимодействие в  хозяйственном комплексе страны. При этом, каждый экономический регион представляет целостную территориальную хозяйственную систему, где главная роль принадлежит отраслям рыночной специализации. Очень важно, что при переходе к рыночной экономике складывается система территориально-производственных комплексов различных типов. Идет процесс развития единого хозяйственного комплекса страны на основе межотраслевых комплексов (топливо-энергитического, машиностроительного, космического, лесного, агропромышленного), а также региональных комплексов. Следует отметить, что основное место принадлежит региональным комплексам, которые обеспечивают сочетание отраслей рыночной специализации, с региональным производством, производственной и социальной инфраструктурой.

Территориальный производственный комплекс — это экономически и технологически связанные производства, обеспечивающие  высокоэффективное производство товаров и услуг.

Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий является важным условием эффективного размещения производства в условиях рыночных отношений. Это условие особенно необходимо учитывать в России с ее огромными территориями и разнообразными природными и социально-экономическими условиями.

В связи с этим каждый регион  формирует свою присущую ему рыночную специализацию экономики и на основе экономических связей обменивается продукцией с другими регионами.

В настоящее время, когда происходит структурная перестройка экономики, особенно остро стоит вопрос разделения труда между регионами , путем согласования и объединения их усилий, согласования интересов государства с интересами каждого региона.

При этом создание новых крупных хозяйственных комплексов требует согласования и рассмотрения в масштабе страны. Внутритерриториальная специализация способствует созданию и эффективному функционированию средних и малых  производств, которые на  конкурентной и контрактной основах будут производить соответствующую мировым стандартам продукцию и услуги.

Территориальное разделение труда и рациональная рыночная специализация регионов при высокой степени развития экономических связей между регионами и внутри их будет способствовать повышению уровня экономического развития всех регионов.

В настоящее время, исходя из наличия экономических ресурсов проводится внутрирегиональная специализация, при этом каждый регион стремится наладить выпуск продукции для обеспечения повседневных нужд населения, идет процесс становления и укрепления внутрирегиональных рынков. Развитие территориальных рынков объективно предполагает развитие обмена, горизонтальных связей между регионами.

Важнейшими закономерностями специализации и развития  производства в условиях развития рыночной экономики является:

  • рациональное, наиболее эффективное размещения производства;
  • комплексное развитие хозяйства экономических регионов всех субъектов Федерации;
  • рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах территорий;
  • выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

Все эти закономерности позволяют с минимальными затратами производить конкурентоспособную продукцию, с максимальной выгодой использовать природно-ресурсный потенциал и обеспечить выравнивание уровней развития территорий.

Формирование региональных рынков происходит в короткие сроки, под нажимом государственных структур и выступает средством повышения эффективности социально-экономического развития и обязательным моментом переходной экономики.

В основе формирования региональных рынков лежит экономический потенциал регионов, под которым понимается совокупная способность экономических ресурсов, имеющихся в наличии и способных обеспечить максимальное количество продукции для удовлетворения потребностей общества. Экономические ресурсы представлены материальными, финансовыми, трудовыми, природными и информационными составляющими.

Экономический потенциал региона включает в себя инвестиционный, инновационный, трудовой и природно-ресурсный  потенциалы.

В зависимости от ресурсного потенциала территории, его специализации в той или иной сфере хозяйственной деятельности объективно возникает конкуренция между экономическими субъектами.

В настоящее время развернулась конкуренция между регионами за привлечение инвестиционных ресурсов как внутренних, так и зарубежных.

В соответствии с этим регионам присваиваются рейтинговые оценки по привлечению инвестиций.

В некоторых регионах разрабатывается комплексные инвестиционные программы.

Регионы стремятся привлекать инвестиции от иностранных инвесторов.

В системе управления регионами важное место должно занять индикативное планирование, как механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой.

В настоящее время региональная политика государства ориентирована в основном не на развитие, а на поддержку регионов. При этом, региональное развитие должно быть направлено на повышение уровня и качества жизни населения, что обеспечивается устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории.

В любой региональной экономической системе невозможно добиться устойчивого сбалансированного и социально-ориентированного развития. Поэтому региональная политика должна сглаживать региональные диспропорции, поддерживать баланс централизации и децентрализации, естественных различий и  нивелирование развития.

Это особенно важно, потому что продолжительность жизни в отдельных субъектах Федерации РФ различалась на 17 лет у мужчин и на 12 лет у женщиин, различия по удельному весу  пенсионеров в структуре населения 3,5 раза, среднемесячным доходам населения — 14, средней оплате труда с учетом социальных выплат — 11,5, стоимости набора девятнадцати основных продуктов питания — 4,2,  отношению этой стоимости к заработной плате — 7,3, прожиточному уровню — 6, отношения последнего к заработной плате  — 5, доля в доходах населения субъекта Федерации — 20% , самых бедных в 10,  доля в тех же доходах 20%, богатых более чем в два раза. (Р.Э.Ж. № 3, 1997 г., с.38). Это наглядно видно из данных в таблице, характеризующей основные социально-экономические характеристики крупных регионов Российской Федерации.

Важным элементом выравнивания регионов является единство бюджетно-налогового регулирования и государственного прогнозирования. Для оценки эффективности функционирования экономики и принятия решений используется система макроэкономических счетов, в составе  которых национальные счета, платежный баланс и счета бюджетной и денежно-кредитной сферы. Прогнозы влияют на оценку инвестиционных и кредитных рисков.

Большое значение в управлении регионами имеет совершенствование межбюджетной политики. Это предусматривает пересмотр подходов к закреплению налоговых источников по уровням бюджетной системы и сокращения количества дотационных регионов, создание условий для саморазвития субъектов Федерации, уменьшение сферы перераспределительных процессов.

Для учета различий уровня социально-экономического развития и природно-климатических условий субъектов Федерации к единым базовым нормативам следует ввести коэффициенты районной специфики.

Следует повысить ответственность за принятие решений на различных бюджетных уровнях и пообъектное разграничение полномочий этих уровней, возвратиться к практике составления федеральных схем развития производительных сил, исключающих распыление региональных ресурсов в связи с созданием аналогичных производств на каждой территории.

В настоящее время наблюдается многочисленные несоответствия нормативно-правовых актов субъектов РФ Конституции России и Федеральному Законодательству. Неурегулированность разделения полномочий центра и регионов негативно отражается на эффективности социально-экономического развития и  природопользования.

Для решения интеграционных проблем в рамках РФ  предстоит в ближайшее время решать следующие вопросы:

Расширить использование экономических механизмов способных естественным путем усилить в государстве центростремительные тенденции. укрепить единство экономического развития, как основы политического пространства. В этих целях эффективнее использовать бюджетный Федерализм.

Следует конкретнее использовать комплексные программы развития территорий, разрабатываемые и реализуемые  совместными усилиями Федерального центра и регионов, а также  целевые программы. При этом роль государства должна проявляться не столько в прямом инвестировании регионов, сколько в создании в них  средствами и методами региональной политики благоприятного климата для привлечения частных, внебюджетных и других  инвестиций.

Поскольку природные ресурсы являются достоянием всех субъектов Федерации и населяющих Россию народов, часть платежей за их использование должны стать источником формирования Федерального Фонда финансовой поддержки регионов. Для этого предстоит ослабить финансовый и усилить рентный характер платежей за пользование недрами и природными ресурсами.

Основополагающими признаками планирования экономической помощи проблемным территориям должны стать прогнозирование  их рыночных перспектив и места в общероссийском разделении труда, направление централизованных средств в основном на создание эффективной структуры хозяйства, которая должна обеспечить производство конкурентоспособной продукции и занятость населения.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что для успешного развития регионов следует иметь необходимые условия: необходимость государственное регулирование, легитимность, региональную инициативу и региональное исполнение, конкретно-целевой характер, учет отдаленных и сопряженных результатов установления временных границ каждого действия, системную обоснованность с учетом всех видов и методов государственной поддержки данного региона, ответственность и контроль, широкое использование договорных отношений и ориентация на программно-целевые методы решения проблем переходного периода.

Характерной особенностью переходного периода является  включение регионов и отдельных хозяйствующих субъектов в мировое хозяйство.

Это закономерный процесс, позволяющий в результате международного разделения труда экономить человеческий труд на производство материальных и духовных благ и услуг, способствует росту их предложения. Этому способствуют также развитие научно-технического прогресса. проблемы экологии, изменение структуры мирохозяйственных связей, которые все больше опираются на научно-техническую и производственную кооперацию, технологию, информатику, обмен услугами и т.д.

Другими словами, общественное воспроизводство и в целом страна не могут эффективно развиваться без мирохозяйственных связей, а их развитие и укрепление в переходный период должно проходить в соответствии с экономическими закономерностями.

Добавить комментарий