Результаты реформирования и сегодняшние проблемы развития

С начала реформ в России прошло почти 10 лет, и можно подвести первые итоги. Большинство оппонентов реформы считает, что реформа провалилась, цели, которые ставились, не выполнены. Так ли это? Если рассматривать глобальные цели – повышение эффективности производства, высокие темпы экономического роста и значительное повышение жизненного уровня населения, то нельзя не признать их правоты. Но, вероятно, решить такие задачи в стране, занимающей одну шестую часть земной суши за такой короткий исторический отрезок времени просто нереально.

Сегодняшнее состояние экономики России далеко не блестяще. С 1991г. уровень производства в стране сократился вдвое, в промышленности доля убыточных предприятий приближается к 50%, в строительстве  — к 40%, в сельском хозяйстве – более 80%. Объем научно-исследовательских работ сократился более чем в 10 раз, что повлекло за собой снижение конкурентоспособности национальной экономики и уменьшение потенциала экономического роста. (Российский экономический журнал, 2000г, №4, С.6) Банковская система не может оправиться после финансового кризиса, большинство мелких и средних банков обанкротились. Цены в стране растут, жизненный уровень падает, растет безработица, в стране процветает мафия и коррупция. А главное – нет реальной экономической программы, способной вывести страну из кризиса.

Как показывает статистика, спад производства в период перехода к рынку – явление закономерное. Производство уменьшилось во всех странах, вступивших на путь реформ. Просто сравнивать уровень спада и сроки его преодоления в России и любой восточноевропейской стране, вероятно неправомерно: все они составляют лишь незначительную часть от размеров территории и производства России и навести порядок там значительно легче. Не надо забывать, что институты частной собственности и рыночные отношения были отменены в этих странах относительно недавно, и вернуться к ним им проще: еще живо поколение людей, помнящих рынок, и знающих, как в нем работать. В России этого нет, опыт приходится наживать заново.

Есть еще один фактор, углубляющий спад производства: диспропорции социалистической экономики, послужившей базой для реформы. По минимальным оценкам 40% ВВП СССР составляла продукция военно-промышленного комплекса, сейчас ее доля – не более 5-8%. Разница дает половину 50%-ного спада производства. Еще 10-15% — сокращение производства низкокачественной продукции и непригодного ассортимента, которую брали только из-за отсутствия выбора. В итоге на долю факторов, вызванных реформой, приходится 10-15% спада, т.е. столько же, сколько в среднем во всех переходных экономиках. (Вопросы экономики, 1999, №2, С.5)

Финансовый кризис, который сильно ударил по российской экономике, привел к девальвации, в результате которой был дан толчок к оживлению производства. В 1999г. объем реального ВВП возрос на 3,2%, промышленной продукции – на 8,1%, грузооборот предприятий транспорта – на 5,2%. (Российский экономический журнал, 2000г., №2, С.3).

Больше всего нареканий на результаты приватизации. Конечно, создать эффективного собственника, рачительного хозяина не удалось.  Существует мнение, что это – результат приватизации по Чубайсу, именно она привела к возникновению финансовых олигархов, криминализации экономики. Но не надо забывать, что основное растаскивание государственной собственности началось при Правительстве Н.Рыжкова через аренду с выкупом и создание народных предприятий. Программа А.Чубайса лишь приостановила этот  процесс, ввела его в какие-то законные рамки. Даже без ваучеров результат был бы примерно тем же, но ваучеры сделали главное – в короткие сроки разрушили государственную собственность и создали реальную основу для рыночных отношений. Сейчас уже существует более эффективный по сравнению с государственным рыночный сектор, способный участвовать в конкурентной борьбе развиваться и создавать необходимые товары.

Снижение инвестиционной активности вызвано конкретными причинами. Это прекращение централизованного инвестирования из госбюджета, нестабильность политической и экономической ситуации, постоянные изменения налогообложения, причем в сторону увеличения, отсутствие стабильного рынка частных капиталов. Все это сдерживает и отечественных, и иностранных инвесторов, предопределяет бегство капиталов за границу.

Реальный уровень жизни по оценкам значительно упал., но потребление сейчас относительно стабильно. В то же время в настоящее время в российских семьях намного больше товаров длительно пользования, чем до начала реформ. Значительно расширился ассортимент отечественных и импортных товаров, исчезли дефицит и очереди, большинство населения приватизировало жилье и стало собственниками недвижимости, а это тоже показатели уровня жизни, и о них не надо забывать.

Для решения социальных проблем необходимы дополнительные средства, в основном из государственного бюджета. Но бюджет в последние годы дефицитный, реальные поступления в бюджет меньше, чем запланировано, что определяется и плохой собираемостью налогов. Но граждане и предприятия не платят налогов, потому что они иррациональны: чем лучше работает предприятие, тем тяжелее у него налоговое бремя. В результате создались стимулы сокрытия доходов. Даже собранные доходы социальных проблем не решат, потому что они направляются в основном на дотации промышленным предприятиям и жилищно-коммунальной сфере. В то же время необходимо помнить, что налоговое бремя физических лиц в России относительно невелико, что позволяет осуществлять определенные накопления, которые при благоприятных условиях могут превратиться в инвестиции.

Проблем, которые предстоит решать множество, но основа для их решения есть:  есть разработки теоретиков по этим вопросам и опыт множества стран, прошедший тот или иной переходный период и преодолевших кризисный этап развития.

Программа развития должна предусматривать решение главной на сегодняшний день задачи – обеспечение экономического роста. Для этого необходимо разработать и реализовать инвестиционную политику, предусматривающую использование всех свободных денежных средств, в том числе и сбережений населения. Реализация такой политики будет возможна, если будет изменена налоговая система и в стране наступит относительная стабильность. Одновременно нужно будет вести работу по предотвращению инфляции, улучшению сборов налогов, восстанавливать разрушенную кризисом банковскую систему, осуществлять дополнительные меры по социальной поддержке населения. Если работа в этих направлениях пойдет успешно, наметившаяся стабилизация в экономике укрепится, и страна сможет начать продвижение вперед.

Уж сейчас можно сказать, что  основы рыночной экономики в России созданы: начали функционировать субъекты рыночных отношений, а государство создало инструменты экономического воздействия на этих субъектов (налоговую систему, денежно-кредитные инструменты и пр.), и российская экономика реагирует на использование этих инструментов в основном так же, как и любая экономика развитой рыночной страны. Поэтому целенаправленное грамотное использование этих рычагов и инструментов позволит решить большинство экономических проблем.

Добавить комментарий