Российский страховой рынок и его субъекты

Российский страховой рынок практически представлен лишь коммерческими страховыми организациями. Между тем за рубежом альтернативой коммерческому страхованию выступает взаимное страхование, позволяющее обеспечить ряд социально-экономических преимуществ. Организация обществ взаимного страхования может существенно расширить число потенциальных страхователей не только за счет дополнительного вовлечения в страховые отношения юридических и физических лиц, обладающих ограниченными финансовыми возможностями, но и потенциальных страхователей, сдерживаемых недоверием к коммерческим страховщикам высокими ценами или другими причинами. Общества взаимного страхования распространены во многих странах и функционируют в различных сферах. В частности они широко действуют в области морского страхования. Взаимное страхование широко применялось и в дореволюционной России. Организация обществ взаимного страхования в настоящее время может послужить важным фактором прорыва современной национальной страховой системы и обеспечить реализацию страхового интереса у определенной части общества.

На начало 2000 года около 60 российских страховых компаний имеют среди учредителей иностранцев. Совокупная сумма иностранных инвестиций в российское страховое дело оценивается почти 10 млн. долларов. Вступивший в силу Закон от 20 ноября 1999 года » О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации » Об организации страхвого дела в Российской Федерации», снял действующее до последнего времени ограничение относительно 49% участия иностранных инвесторов в уставном капитале российских страховых компаний. В настоящее время по данным Госстрахнадзора доля иностранных страховщиков в общем объеме собранных страховых премий едва превышает 4%. Для сравнения заметим, что в Венгрии эта доля в страховом секторе составляет 94%, в Латвии – 50%, в Чехии – 35%, в Словакии и Эстонии около 30%, в Польше 17%. Такое положение объясняется в первую очередь нежеланием иностранных страховщиков осваивать страховой рынок России в условиях нестабильности финансово-экономической ситуации и сохраняющимися в отношении их правовыми ограничениями. В проекте находящегося на рассмотрении Госдумы нового » Закона о страховании» предусматривается установление размера уставного капитала для иностранных страховщиков в 10 раз превышающего законодательно принятый уровень для российских страховых компаний. Кроме того, будет действовать запрет на деятельность иностранных страховщиков по тем видам страхования, которые финансируются из Госбюджета. Не предполагается их доступ и к основным видам накопительного страхования, таких как накопительное страхование жизни. Следует заметить, что указанные ограничения содержат и законодательства некоторых стран с очень высоким уровнем развития страхового рынка таких как Швейцария, США. Япония и др.

Характерной чертой российского страхового рынка является кэптивный характер многих страховых компаний. Среди учредителей таких компаний представлены предприятия, объединенные в финансово-промышленные группы. Деятельность созданных таким образом страховых обществ служит , в первую очередь, реализация интересов их учредителей. Первая десятка крупнейших страховых компаний России на начало 2000 года представлена в основном кэптвными компаниями, такими как страховая компания «Спасские ворота»,  образованная предприятиями, входящими в состав группы «Мост», страховая компания «Лукойл», созданная предприятиями нефтяного комплекса » Лукойл», «СОГАЗ»,  рожденная предприятиями. входящими в систему концерна «Газпром» и др. Преимущественное положение кэптивных страховых компаний связано с наличием гарантированного страхового поля. В то же время их деятельность не ограничивается рамками своих учредителей и , как правило, выходит за обозначенные границы.

Выход страховых компаний на новые сегменты финансового рынка, глобализация страхового бизнеса, появление новых страховых продуктов и возможности обслуживания клиентов через Интернет могут изменить привычную структуру страхового рынка. Это будет выражаться в слиянии и поглощении компаний внутри страховой отрасли. Продажа страховых продуктов с использованием Интернет уже состоит на вооружении некоторых российских страховщиков таких как  группа » Ренессанс – Страхование», «Ингосстрах», «РОСНО». Данное направление очень перспективно для России, поскольку позволяет преодолевать большие расстояния с наименьшими затратами. Кроме того, о возможностях  Интернет-продаж говорит тот факт, что рост числа пользователей Интернет достигает 20% в год. Услуги, предоставляемые через систему компьютерных продаж, обходятся клиентам на 5% дешевле.

Формирование глобальных мировых коммуникационных и информационных систем создает технические предпосылки для расширения страхового бизнеса за национальные границы. Недооценка этих тенденций может стать причиной серьезных финансовых затруднений для многих страховых компаний в недалеком будущем.

Принятая в нашей стране классификация страхования включает совокупность отраслей , подотраслей и видов страхования. Разграничения страхования по отраслям основываются на принципиальных различиях, касающихся объектов страхования. Как правило, выделяются следующие основные отрасли страхования: имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Страхование может осуществляться в обязательной и добровольной формах.

Добавить комментарий