Рынок имущественного страхования

Особенностью российского рынка имущественного страхования является то, что при определении суммы возможного возмещения принимается во внимание лишь прямой фактический ущерб страхователя. Практически остаются незадействованными возможности сделать полюса имущественного страхования более привлекательными. В частности, мировая практика предполагает включение в  страховые выплаты  убытков, ставших следствием вынужденных перерывов в производстве. Тем самым в сферу интересов страхователя попадает возмещение не только прямого, но и  косвенного ущерба.

Национальный рынок   имущественного страхования  отличает высокая потенциальная ёмкость. Причём развитие этой отрасли  связывается как с возрождением традиционных видов страхования на рыночных принципах, так и с освоением новых, перспективных видов страхования. Среди последних заслуживает внимания имущественное страхование  в области  космической деятельности и атомной энергетике. С целью объединения усилий страховщиков созданы пулы по страхованию крупных авиакосмических  рисков, действует так называемый «ядерный» пул.

В рамках традиционных видов имущественного страхования  следует особо выделить страхование в сфере агропромышленного производства.  Существовавшая до  1991 года система обязательного страхования содержала в себе ряд положительных моментов. В сферу её деятельности  были включены все предприятия, осуществляющие выпуск  сельхозпродукции. Развитие рыночных отношений  в аграрном секторе пока что не обеспечило создание адекватной основы для проведения  страхования на добровольных началах. Без экономической поддержки государства не смогла существовать сеть страховых компаний «Агростраха» и «Агрополиса». Не  выполняет своих функций и большая часть фермерских  страховых компаний, включённых в   систему «Поддержка». Услугами страховщиков пользуется чуть более 1% фермерских хозяйств.

В сельскохозяйственном производстве  продолжает использоваться неэффективная практика покрытия убытков за счёт средств государства. При этом  все понимают, что деньги, направляемые на развитие сельскохозяйственного страхования, являются более предпочтительным вариантом их вложения. Способствовать внедрению системы государственной поддержки страхования призван принятый Федеральный Закон «О государственном регулировании агропромышленного производства». В рамках данного документа предполагается создание Федерального агентства по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства. К 2005 году бюджетные средства, используемые на нужды страхования, должны обеспечить поддержку 60-65% сельхозпроизводителей. Договоры страхования  будут заключаться на добровольных началах, со сроком действия не менее 5-ти лет. Определение страховой суммы увязано с размерами посевных площадей, урожайностью за предыдущие пять лет и прогнозируемой рыночной ценой урожая сельхозкультур на предстоящий год.

В целях оказания дополнительной помощи в особо неблагоприятные годы предусматривается создание федерального сельскохозяйственного страхового резерва в размере 5% от общей суммы страховых взносов. Все эти меры свидетельствуют о том, что данный вид имущественного страхования рассматривается важным направлением государственного регулирования экономики. Такое развитие событий потребует привлечения немалых средств  на проведение страхования в аграрном секторе. Обеспечение высокого уровня гарантий может быть достигнуто за счёт проведения эффективной перестраховочной политики. К перестрахованию наиболее крупных имущественных рисков могут быть привлечены иностранные перестраховочные компании. Кроме того, следует рассмотреть вариант создания крупного национального перестраховочного общества. В его рамках возможно объединение финансовых активов заинтересованных участников в интересах наиболее предпочтительного использования временно свободных  денежных ресурсов.

Значительные  возможности расширения рынка страхования  видятся  и в области имущественного страхования, связанного со страхованием грузов, перевозимых различными видами транспорта. В настоящее время по России страхуется менее 30% грузовых перевозок,  а международная практика рассматривает проведение этого вида страхования  обязательным атрибутом перевозки, независимо от используемого вида транспорта. Традиционно, в рамках сложившихся подходов к этому виду страхования, используются  варианты страхового покрытия, связанные с ответственностью страховщика за все риски, с ограниченной ответственностью и только с гибелью всего груза или его части.

Не менее перспективно направление имущественного страхования, где напрямую задействованы интересы сохранения собственности граждан. В наибольшей степени это касается страхования автотранспортных средств, страхования строений и домашнего имущества. В отношении  строений следует сказать, что совсем недавно существовала достаточно развитая практика государственного страхования, которая обеспечивала обязательное страхование  строений в размере 40% их стоимости. Страхование свыше указанной стоимости проводилось на добровольной основе. Теперь этот вид страхования проводится только на добровольной основе.

Добавить комментарий