Инжиниринг (от английского «engineering», от латинского «ingenium» — «изобретательность, выдумка») – сфера услуг, предоставляющаяся независимыми инжиниринговыми компаниями на платной основе с целью проведения исследовательских и расчетных работ по выработке рекомендаций в области организации и управления производственной деятельностью.
Что такое рынок инжиниринговых услуг
Инжиниринг – это услуги по использованию технологических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология.
Инжиниринговые услуги можно подразделить на три вида:
1. Услуги по подготовке производства, к которым относятся следующие подвиды:
• предпроектные услуги (изучение рынка, полевые исследования, топографическая съемка, подготовка технико-экономических обоснований и др.);
• проектные услуги (составление генеральных планов и схем, технических спецификаций и т. п.);
• послепроектные услуги (подготовка контрактной документации, ведение проекта, управление строительством, приемо-сдаточные работы и т. п.).
2. Услуги по организации процесса производства и управлению предприятием.
3. Услуги по обеспечению реализации продукции.
Международный контракт на оказание инжиниринговых услуг включает следующий ряд обязательных пунктов: обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложением перечня подлежащих выполнению работ; сроки и графики выполнения работ; численность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту; степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств и т. д. Заключение контракта на оказание инжиниринговых услуг чаще всего происходит в результате проведения торгов. При оплате инжиниринговых услуг используются три метода.
Метод повременной оплаты на базе ставок заработной платы инженеров-консультантов применяется для оплаты таких видов услуг, как консультирование, обучение специалистов и других работ подобного характера, объем которых зачастую невозможно определить.
Метод оплаты фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение применяется при проведении инжиниринговых работ с неопределенным заранее объемом и структурой.
Метод оплаты в процентах от стоимости строительства применяется при предоставлении всего комплекса инжиниринговых услуг. Этот метод чаще всего используется на международном рынке.
Временные рамки.
Важный этап развития инжиниринга пришелся на 40—50-е гг. прошлого века. После окончания Второй мировой войны осуществлялись крупные проекты восстановления и модернизации объектов промышленности в Европе, а позднее началась масштабная индустриализация в странах третьего мира. В связи с этим возникла новая для того времени потребность в комплексных инженерных услугах с целью реализации проектов «под ключ». Нередко условия контракта предполагали не только строительство промышленных объектов, но и помощь заказчику в их последующей эксплуатации и обучении кадров. Услуги в области инжиниринга стали более разнообразными, возникли профильные внутренние и международные рынки.
В 1970—1980-е гг. потребовались уточнение понятия «инжиниринг», систематизация его видов, а также унификация инжиниринговых определений не только на внутригосударственном, но и на международном уровне. Именно тогда Европейская экономическая комиссия ООН разработала «Руководство по составлению международных договоров инжиниринга», «Руководство по составлению международных договоров консорциума» и др.
История развития мирового рынка инжиниринговых услуг
Первоначально инжиниринг возник в Британии в гражданском строительстве и ограничивался консультационной деятельностью в области сооружения дорог, мостов, портов, аэродромов, систем водо- и энергоснабжения, работ по мелиорации и др. Позднее инженерно-консультационные услуги стали предоставляться также и в области промышленности. Инжиниринг в США начал развиваться также с предоставления консультационных услуг и обслуживал исключительно внутренний рынок. Толчком для распространения американского инжиниринга за пределами США послужила Вторая мировая война, во время которой осуществлялись в широких масштабах работы по строительству аэродромов, дорог, портов, военных объектов в других странах. Эти работы выполнялись как частными американскими инженерными фирмами по правительственным заказам, так и специальными отделами американской армии, укомплектованными специалистами по инжинирингу.
В первые послевоенные годы инжиниринг получил развитие и в других промышленно развитых странах. Этому в значительной степени способствовала деятельность различных международных организаций, в том числе Международного банка реконструкции и развития (МБРР), направленная на оказание технического содействия развивающимся странам.
Большую роль в развитии инжиниринга сыграло предоставление промышленно развитыми странами технического содействия развивающимся странам на основе различных правительственных программ. Такая помощь тесно увязывалась с оказанием технических услуг специализированными инженерными фирмами.
Развитие инжиниринга непосредственно связано также с внешнеэкономической экспансией крупнейших, в первую очередь американских, ТНК в развивающихся странах. Осуществление прямых частных инвестиций в этих странах путем создания собственных дочерних предприятий или участия в капитале национальных компаний стимулировало предоставление им различных консультаций по строительству новых мощностей, совершенствованию производственных процессов и др.
Развитие инжиниринга и выделение его в самостоятельный вид международных коммерческих операций явилось отражением научно-технического прогресса, затронувшего все отрасли промышленности и прежде всего машиностроение. Результат — существенные сдвиги в структуре международной торговли в сторону увеличения торговли сложными видами оборудования, требующими специальных знаний для решения технологических и организационных проблем, начиная от проектирования предприятия до ввода его в эксплуатацию.
Тенденция инжиниринговых услуг.
В настоящее время, основными проблемами рынка инжиниринговых услуг России, в частности, сегмента проектирования и строительства энергосетевых объектов, являются несвоевременное выполнение инвестпрограммы ФСК ЕЭС, недоработки в законодательной базе, а также отсутствие кадров. Такие данные были получены по итогам масштабного исследования рынка, а также опроса его участников, который завершился осенью 2011 года.
В соответствии с полученными данными, в 2008 году показатели выполнения пунктов инвестиционной программы составляли более 86 процентов — рост по отношению к показателям 2007 года, таким образом, составил почти 4 процентных пункта. В разгар кризиса, в 2009 году, инвестпрограмма фактически, выполнялась всего на 68 процентов — показатели упали на 19 процентных пунктов. В 2010 году инвестиционная программа реализовывалась уже на 98 процентов, а показателей в 100 процентов предприятия отрасли смогли достичь только по итогам 2011 года.
Общий объем финансирования реализации инвестпрограммы на срок с 2010 по 2014 годы составляет более 950 миллиардов рублей. С целью обеспечивания финансирования программы путем повышения показателей эффективности операционной деятельности, была разработана и внедрена Комплексная программа управления издержками. Для того, чтобы сократить риски повышения стоимости по проектов по отношению к проектным суммам, было принято решение начать проведение процедуры контроля дополнений и изменений к соглашениям с подрядчиками и поставщиками. Предприятия получили указание сдавать отчеты о выполнении плана финансирования вложений капитального характера, отчитываться о соблюдении установленных сроков выполнения работ.
Максимальный объем финансовых средств, 216 миллиардов рублей, из бюджета был выделен для проведения реновации главных фондов сетевых комплексов. После реализации всех пунктов инвестпрограммы ФСК ЕЭС, которая будет завершена до конца 2014 года, в России планируется ввести в эксплуатацию более ста новых высоковольтных линий, общая протяженность которых составит 21 километр, а также более 70 подстанций, общая трансформаторная мощность которых превысит 89 МВА. В качестве главных направлений инвестпрограммы указывается развитие электрических магистральных сетей в российских регионах, обеспечение максимальной выдачи мощности энергетических блоков объектов генерирующего типа, повышение показателей надежности снабжения электроэнергией Московского региона, Санкт-Петербурга, Тюмени. Эти регионы являются, на сегодняшний день, самыми энергоемкими. Отдельное место в инвестпрограмме отведено проведению работ по организации снабжения энергией объектов сочинской Олимпиады, объектов, которые возводятся к саммиту АТЭС на Дальнем Востоке.
В соответствии с результатами анализа данных, полученных в российских инжиниринговых компаниях, а также с планами работы ФСК, пик строительства новых энергообъектов и сетей придется на период с 2013 по 2015 год. Повышение спроса на услуги в сфере электросетевого строительства будет обусловлено, в первую очередь, необходимостью в сокращении показателей износа электросетей хотя бы до среднего уровня западных стран. Эта цель может быть достигнута путем качественного и масштабного обновления имеющегося в распоряжении предприятий оборудования, а также оснащения электроподстанций. Также спрос может вырасти в условиях сокращения потерь в электросетях, за счет повышения показателей эффективности транспортировки энергии, главным образом, за счет более активного внедрения проводников нового поколения.
Структура мирового рынка инжиниринговых услуг
Международная торговля инжиниринговыми услугами заключается в предоставлении одним государством другому инженерно-расчетных, консультационных и инженерно-строительных услуг в процессе проектирования и сооружения за рубежом промышленных и иных объектов.
Рынок инжиниринговых услуг получил свое развитие в конце 60-х гг. и развивался крайне неравномерно. В 60—70 гг. отмечался рост экспорта инженерно-консультационных услуг из европейских стран, что было обусловлено реализацией международных программ помощи развивающимся странам. Спад в мировой экономике в 70—80 гг. снизил спрос на этот вид услуг. Однако во второй половине 80-х гг. вновь наблюдался рост объема услуг, особенно в Центральной и Восточной Европе. С 1987 г. стали расширяться национальные рынки инженерно-консультационных услуг, а впоследствии и рынки инженерно-строительных услуг. В развитии этих рынков определенную роль сыграло увеличение частных инвестиций. В 1997 г. на рынке был отмечен дальнейший подъём, чему способствовали устойчивые темпы общего экономического роста. Начавшийся валютно-финансовый кризис (в июле 1997 г.) не смог переломить этой тенденции, но заложил основу для ухудшения конъюнктуры в ближайшей перспективе.
На развитие рынка инжиниринговых услуг оказывают влияние три фактора:
• объем государственных и частных инвестиций, что позволяет расширить строительство и ввод новых объектов, при проектировании которых могут понадобиться инжиниринговые услуги;
• научно-технический прогресс, результаты которого неодинаковы в разных странах, что приводит к необходимости экспорта одними странами консультационных услуг, проектов из других стран;
• наличие свободного капитала, размещаемого на рынке инжиниринговых услуг.
Положение инжиниринговых компаний ЕС в 2008г.
Страны | Число компаний | Число занятых | Оборот, млн ЭКЮ | Доля экспорта | Среднее число занятых на компанию | Оборот на одного занятого, ЭКЮ | |
в обороте, % | |||||||
ЕСФРГАвстрия
Франция Великобритания Италия |
8 0773 6401 325
895 673 184 |
172 28346 00047 300
23 533 37 096 18 000 |
14 7166 350—
2 257 2 109 1 060 |
—700—
511 742 600 |
———
25 35 57 |
21134
26 55 98 |
85 41838 043—
95 900 56 852 58 889 |
Объектом рынка инжиниринговых услуг выступают:
• услуги, связанные с подготовкой процессов производства, к которым относят, как правило, предпроектные, проектные, послепроектные и специализированные услуги (прединвестиционные); наиболее широко они применяются в жилищном и промышленном строительстве, а также в сооружении объектов инфраструктуры; на них приходится около 8% всего оборота услуг в европейском строительстве;
• услуги, связанные с обеспечением нормального хода производственного процесса и реализации продукта, т.е. работы, направленные на оптимизацию процессов эксплуатации и управления предприятием и реализацию его продукции.
В связи с этим возможно условное деление рынка инжиниринговых услуг на рынок инженерно-консультационных услуг и рынок инженерно-строительных услуг. Значительная часть инженерно-консультационных услуг приходится на Великобританию, несколько меньшее значение этот рынок имеет для ФРГ, Дании, Франции и Италии. Фирмы ведущих стран (ФРГ, Великобритания, Италия, Франция) уже с начала 80-х гг. в большей степени начинают ориентироваться на экспорт услуг за пределы Европейского союза
Общие продажи инженерно-консультационных услуг стран ЕС
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009г. | 2010г. |
Продажа всего, млн ЭКЮ | 13 400 | 14 500 | 12 750 | 14 716 |
— на внутреннем рынке | 9 800 | 11 000 | 9 450 | 11 576 |
— экспорт | 3 600 | 3 500 | 3 300 | 3 140 |
В 2007 г. Европейская федеральная ассоциация инженерно-консультационных компаний объединила 23 национальные ассоциации из 17 стран. В нее входят 8,5 тыс. компаний. На ее долю приходится 40% объема инжиниринговых услуг в Европе.
Ведущее место среди экспортеров инженерно-строительных услуг сохраняют американские и японские подрядные компании по объему полученных заказов. Третье место удерживает Франция. По предварительной оценке, объем новых контрактов 225 ведущих подрядных фирм на зарубежных рынках составил в 2007 г. около 157 млрд долл. (рост по сравнению с2008г. — на 5%). Важнейшим продолжает оставаться рынок Азиатско-тихоокеанского региона как регион импорта услуг, хотя конец 2007 г. осложнил положение на этом рынке. Так, уже в 2008 г. в Таиланде были «заморожены» проекты на сумму 12 млрд долл., в Индонезии — 160 проектов общей стоимостью 30 млрд долл. В то же время валютно-финансовый кризис почти не затронул объекты нефтепереработки и нефтехимии. Динамично развивается и рынок Китая, хотя масштабы его деятельности мало сопоставимы с потенциалами рынка.
Рынок стран Среднего Востока в 2007 г. был более благополучен для международных контрактов. На рынках же стран Европы приток заказов уменьшился. На российском рынке было отмечено более активное привлечение международных контрактов.
В то же время в 2007 г. на мировом рынке было заметно явное усиление чисто ценовых факторов конкуренции за счет технологических, о чем свидетельствует успех Южно-Корейского рынка. (Правда, нужно отметить, что в ближайшей перспективе положение на этом рынке будет характеризоваться снижением спроса.)
Дальнейшее обострение конкуренции на мировом рынке инженерно-строительных услуг и распространение частных капитальных вложений в отраслях, где инвестиционные проекты всегда считались прерогативой государства, побуждает наиболее крупных контракторов все активнее участвовать в прямой инвестиционной деятельности. В 2007 г. был отмечен рост числа и масштабов контрактов с участием зарубежных фирм, заключенных на условиях «build-operative-transfer».
В традиционном секторе мирового рынка объектов капитального строительства, включающем чисто подрядные отношения экспортера с заказчиком, наличие достаточно большого числа крупных и долгосрочных проектов требует значительных ресурсов. А это ведет к росту удельного веса контрактов «под ключ» с фиксированной ценой при полной ответственности фирм или консорциума за все стадии проектирования, строительства и обеспечения поставок оборудования.
Говоря о развитии рынка инженерно-строительных услуг, необходимо отметить некоторую стабильность в отраслевом и географическом его размещении.