Сегментирование рынка инжиниринга

Международный рынок инжиниринга в той его части, на которой заметно присутствие российских компаний, состоит из трех сегментов, формирующих своего рода смешанную зону между российским рынком с его специфическими традициями и рынком, который образован американскими и европейскими компаниями с их обычаями и практикой. В каждом из этих сегментов компания, являющаяся российской по своим корням, может при соблюдении определенных правил быть вполне конкурентоспособной.

Первый сегмент — рынки Восточной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Индии. Это страны, где российский инжиниринг может быть востребован в полной мере. Например, компания Гипромез более 45 лет ведет проектирование металлургических заводов, цехов и агрегатов для зарубежных стран. В частности, компаниями разработаны технико-экономические обоснования и проектная документация на строительство заводов в Швеции, Болгарии, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Румынии, Индии, Индонезии, Египте, Иране, Кубе, Шри-Ланке, Перу и других странах. Гипромез, в частности, выступал генеральным проектировщиком металлургических предприятий в Бхилаи, Бакаро, Визакхапатнаме (Индия), Исфахане (Иран), Раахе (Финляндия) и в других регионах мира. В странах Восточной Европы построены Кремиковский металлургический комбинат в Болгарии, Дунай Вашмю в Венгрии, заводы в Польше, Чехии, Словакии, Румынии. Перспективы данного сегмента связаны с его растущим объемом, что сегодня характерно для большинства стран мира. Второе, уже специфическое для российских компаний преимущество можно охарактеризовать как традиционные связи экономического и политического характера, позволяющие российским компаниям получать подряды в названных странах.

С другой стороны, на этих рынках российский бизнес подстерегают весьма многочисленные и разнообразные угрозы, основными из которых являются две. Во-первых, это достаточно высокий уровень квалификации местных компаний, которые к тому же поддерживаются своими правительствами. Их услуги дешевле и с ними очень трудно конкурировать.

Вторая проблема — в силу специфики требований заказчиков, местного законодательства и прочих условий в тех странах, где приходится работать, многие решения необходимо проводить с нуля. К примеру, разработанные

Третий сегмент — это проекты, где российские заказчики по объективным причинам не могут обойтись без привлечения международных инжиниринговых ресурсов, вследствие чего эти проекты в той или иной степени реализуются в соответствии с международными подходами и стандартами.

Для создания самого современного на сегодня в мире вагоностроительного производства полного цикла компания Группа ИСТ привлекла американскую компанию Standard Car Truck. На тележках семейства Barber, спроектированных Standard Car Truck, эксплуатируется более 75 процентов вагонного парка в США, Канаде и Мексике. Если традиционные российские тележки 18–100, которые сегодня используются на российских вагонах, имеют межремонтный пробег 110 тысяч километров, то те, которые начнут производить, будут проходить до миллиона километров, и это при сопоставимой стоимости.

Вторая угроза — сложные условия конкуренции, в которых оказываются российские компании, особенно если они не ощущают отличий работы на международных проектах от российских.

Существуют некоторые качества компаний, наличие которых позволяет российской инжиниринговой компании нормально развиваться и обеспечивать себе конкурентные преимущества.

Во-первых, это в принципе наличие опыта участия в зарубежных проектах. Во-вторых, это умение вовлекать в проект дополнительные ресурсы помимо тех, которые могут быть доступны непосредственно в регионе реализации проекта. Иными словами, требуются мобильные кадры и определенная гибкость в выборе средств реализации проекта.

Проектные группы формируются там, где целесообразно выполнять инжиниринг — на месте, например, в Алжире. В этом смысле также выгодно приглашать на работу зарубежных специалистов: из Германии, с Ближнего Востока.

Еще одна сильная сторона, которой обладают крупные компании — возможность привлечения инвестиций. Наконец, опыт партнерства с западными компаниями в ходе реализации проектов, в ходе тендерных торгов, и даже в рамках контактов на конференциях также часто оказывается очень полезен.

Однако есть и слабые стороны. К сожалению, в России не так уж много специалистов с опытом работы в международных проектах. Еще одним недостатком является высокая налоговая нагрузка на российскую компанию. Четвертый сегмент – это создание совместных российских и зарубежных предприятий. Обеспечить конкурентоспособность проекта в условиях рынка сегодня можно только за счет использования самых передовых технологий производства. Причем эти технологии, ноу-хау, надо собирать буквально по всему миру. Как, например, в случае с ТВСЗ: поставщик технологии литья из Германии, технологии металлообработки из Испании, разработчик тележки из США и так далее. Все эти технологии надо интегрировать в рамках единого проекта. И имея проект предприятия, надо обеспечить его строительство, заказ и поставку технологического оборудования, его монтаж и наладку.

С точки зрения регулирования рынка на развитие инжиниринга сегодня влияют сразу несколько факторов. В России сохраняется достаточно подробное документирование, а также ценообразование, которое строится на основе нормативов, и, в целом, гораздо более жесткая регламентация со стороны государства, чем во многих странах мира. За рубежом большую роль играет не государство, а заказчик. В отличие от ситуации на большинстве зарубежных рынков в России поставщик оборудования определяется на стадии проектирования, вследствие чего роль инжиниринга в традиционном российском сегменте рынка занижена. Да и технические решения в России в большинстве случаев фиксируются на более ранних стадиях, За рубежом многое, особенно в линейном строительстве, оставляется на усмотрение подрядчика, который в ходе строительства самостоятельно принимает те или иные технические решения.

Наряду с развитием торговли услугами в целом, растет значение международной торговли инженерно-консультационными и инженерно-строительными услугами. Это обусловлено той ролью, которую играет сектор инжиниринговых услуг в экономике стран. Конкурентоспособность многих отраслей хозяйства во многом зависит от качества и эффективности спроектированных приборов, зданий, оборудования и инфраструктуры объектов, на которых осуществляется хозяйственная деятельность. На этапе становления новых промышленных объектов инжиниринг обеспечивает хозяйствующие субъекты технологиями, современным менеджментом высококвалифицированным персоналом. Большое значение инжиниринговой деятельности определяется также тем положением, которое она занимает на рынке труда: в большинстве развитых стран в секторе инжиниринговых услуг занято до 5-7% экономически активного населения.

Современная торговля инжиниринговыми услугами характеризуется следующими тенденциями: на фоне состояния стагнации рынков недвижимости многих развитых стран, усугубившегося мировым финансовым и экономическим кризисом, инжиниринговые услуги стали менее востребованными в мире. В конце 2008 г. – начале 2009 г. темпы роста мировой торговли данными видами услуг стали отрицательными. Другими тенденциями в отрасли являются рост значимости стран БРИК как поставщиков и потребителей инженерно-консультационных услуг. Это прослеживается и в условиях кризиса.

Важной особенностью деятельности инжиниринговых фирм также является тот факт, что успешные компании стремятся диверсифицировать спектр предоставляемых услуг с тем, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов в полной мере. Таким образом, происходит укрупнение компаний в рамках отрасли, хотя в общей массе доминируют мелкие и средние фирмы.

Добавить комментарий