Социально-устойчивое общество: сущность понятия

Понятие “переходной эпохи”, сопряженное с понятием “устойчивое развитие” и понятие “переходность макросистемы”, сопряженное с понятием “социально — устойчивое общество” определяют, генерально-стратегическое  направление и качество осуществляемых преобразований и в зрелых, и в развивающихся, и в формирующихся макросистемах.  Однако понятие “переходность” получило еще и прикладной аспект толкования, являющийся наиболее употребляемым и распространенным.

Прикладное понятие “переходности” распространилось как необходимость обозначить одним конкретным, термином всю совокупность социально — экономических явлений в постсоциалистических странах после принятия властями политического решения по ликвидации монополии государственной собственности, чрезмерной централизации управления и восстановлению рыночных отношений, основанных на развитом институте частной собственности.

Проблема устойчивого развития возникла в результате исследований деформаций окружающей среды, когда стала все более явной опасность современной траектории развития, цель которого — неограниченный рост потребления, а средство — технический прогресс, ведущий к ухудшению среды обитания человека.

Современные оценки проблемы устойчивого развития прямо противоположны. Если в развитых макросистемах начали предпринимать первые шаги по спасению биосферы, то развивающиеся макросистемы стремятся ускорить свое экономическое развитие, копируя технику, технологию и организацию уходящей эпохи, воспроизводя ее материальную и массовую культуру, ее систему ценностей. Они воспринимают концепцию устойчивого развития как попытку затормозить наращивание экономического потенциала слаборазвитых стран. Такая позиция имеет очень веские основания, поскольку развитые страны не разработали и не приняли к исполнению стандарты самоограничения, а продолжают наращивать темпы потребления, что увеличивает разрыв в благосостоянии развитых и развивающихся стран. На Каирской конференции по народонаселению (1994) указывалось, что со времени рождения и до возмужания на одного американца расходуется в 30 — 40 раз больше природных ресурсов, чем на 1 ребенка в развивающихся странах.1

Глобальное понятие “переходная эпоха” конкретизируется в понятии “переходности”, отражающем состояние макросистемы.

Основные тенденции в  эволюции макросистем, зародившиеся в конце ХIХ — начале ХХ века, получили свое развитие и проявились в экономике индустриально развитых стран к началу ХХI века. Среди этих тенденций в качестве главных выделяются следующие2:

  1. тендендия к сознательному регулированию экономических процессов макросистемы, которое  осуществляет государство посредством экономической политики;
  2. формирование новых технико-технологических основ развития макросистем, способных обеспечить новые источники экономического роста и формирования современной структуры1 экономики;
  3. признание и подтверждение уникальной роли рыночных отношений как способа распределения ресурсов, оценки их эффективности и базы активного предпринимательства;
  4. тенденция к открытости экономики, реализуемая в конкретных формах национального типа воспроизводства, который определяет границы и формы открытости исходя из задач роста эффективности национальной макросистемы;
  5. универсальная тенденция к формированию социально — устойчивого общества.

Последняя тенденция представляется наиболее важной. В подходах к пониманию и решению проблемы формирования социально — устойчивого общества (макросистемы) выделяются два основных подхода: социальный и узко — либеральный.

В соответствии с первым подходом устойчивость макросистемы создает основу социально — устойчивому положению членам общества,  определенную социальную стабильность. Социальный фактор экономического развития таких макросистем становится  условием экономического прогресса и исходным моментом устойчивого экономического роста. По мере развития макросистем происходит освобождение производительных возможностей экономических субъектов от сословных ограничений. Развитие макросистем создает условия для проявления и реализации личности. К таким условиям относятся бесплатное образование, развитие системы социального обеспечения и различные новые способы решения социальных проблем. В соответствии с таким подходом считается, что социальное благополучие, социально — устойчивое состояние макросистемы в ХХI веке станет активным и самостоятельным фактором экономического роста наряду с трудом, капиталом, технологией и предпринимательством.

В соответствии со вторым, узко — либеральным подходом, устойчивой считается система, в которой основным средством экономического роста является конкуренция, и роль государства оправдана только в пределах смягчения недостатков рынка. В рамках такого подхода считается, что рынок, выполняя функцию оценки вклада каждого экономического субъекта в создаваемый продукт, определяет также меру удовлетворения его потребностей. Главной задачей социальных программ таких макросистем является стимулирование экономической эффективности и селективный характер помощи различным категориям нации. В системах такого типа наблюдается гипертрофированное развитие частных форм социального обеспечения, значительная дифференциация доходов различных слоев, существенные различия в стартовых условиях формирования будущих поколений для различных социальных групп нации. Показателем может служить оценка дифференциации доходов.

Такая макросистема является потенциально социально — неустойчивой, с большой вероятностью социальных конфликтов.

К началу ХХI века практический опыт функционирования макросистем показывает, что узко — либеральный подход к социально — экономическим отношениям большинство макросистем уже переросло. В результате сформировались особые национальные модели обеспечения социальной устойчивости. Это северо-европейская модель, получившая наиболее яркое выражение в шведской системе, модель социального рыночного хозяйства ФРГ, японская модель экономического развития и обеспечения социальной устойчивости. Даже американская экономическая система, являющаяся образцом либерального варианта, постепенно вводит элементы социальной гарантированности.

Национальное своеобразие решения проблемы социально — устойчивого общества проявляется во — первых, в количественных параметрах: государственные расходы на социальное содержание составляют в Швеции 39,9%, в ФРГ — 27,5%, в Японии 16% от ВВП. Во — вторых, в качественных параметрах, которые также отражают специфику национальной модели. Это теоретические основы, набор инструментов и характер взаимодействия элементов макросистемы. Шведская модель перераспределения денежных доходов осуществляется посредством регулирующей роли государства. Немецкая модель опирается на принцип тесной солидарной ответственности всех экономических субъектов за социальное развитие при личной ответственности за эффективность труда. Специфика японской модели проявляется в особой роли крупнейших корпораций в социальном обеспечении работников и позволяет утверждать, что “японский менеджмент на 80% состоит из чисто национальных элементов, а на 20% из элементов, общих для производственной организации и управления всех развитых стран”.

Общим элементом тенденции развития макросистем, ориентированных на создание социально — устойчивого типа развития, является создание таких структурных отношений собственности, которые позволяют ослабить социальную напряженность и коммерческую нагрузку на социальную сферу, что осуществляется в рамках структурных и институциональных преобразований, которые проводят все макросистемы.

Под структурными реформами (преобразованиями) понимаются изменения принципов организации и функционирования важных секторов и отраслей экономики: в отраслевой и воспроизводственной структуре макросистемы, в социальной сфере, особенно в пенсионной системе, ЖКХ, в ОПК и пр.2 Институциональные преобразования выступают организационно — функциональной формой структурных преобразований.

Изменение в отраслевой и воспроизводственной структуре макросистемы проявляются в коренном изменении соотношения цен на рынке товаров и факторов производства. В связи с тем, что факторы производства не являются полностью взаимосвязанными и взаимозаменяемыми, и имеют ограниченную сферу альтернативного использования, процесс структурных преобразований, связанный с высвобождением ресурсов из производства пройдет с меньшими потерями, если он будет институционально оформлен. Тогда возможно компенсировать негативное влияние структурных преобразований на уровень реального объема ВНП повышением эффективности труда и капитала, внедрением новых технологий.

Когда структурные преобразования национальной экономики сопровождаются заменой административной координации производителей на рыночную, как это имеет место в преобразующихся макросистемах, их негативные влияния на макроэкономические результаты в краткосрочном периоде еще более усиливаются. В результате процесс восстановления объема реального ВНП до уровня, предшествующего началу трансформации, может растянуться на неопределенное время.

Структурные и институциональные преобразования макросистемы представляют собой не одномоментный акт, а длительный процесс. Если этот процесс носит организованный, целенаправленный характер, то он представляет собой цепочку конкретных, скоординированных мероприятий, инициатором которых является, главным образом государство. Если такие преобразования выступают как самоорганизующийся процесс, то он представляет собой последовательную эволюцию развивающихся форм самоорганизации, и исследуется наукой междисциплинарного характера — синергетикой.

Институциональные преобразования по характеру являются надстроечными, в то время как структурные преобразования носят главным образом базисный характер. Между ними наблюдается прямая и обратная взаимосвязь: структурные вызывают необходимость институциональных, а институциональные могут стать причиной структурных. В зависимости от исходных условий приоритетными становятся либо структурные, либо институциональными, причина и следствие меняются местами.

В наиболее распространенном варианте, когда преобразования осуществляются эволюционным путем, изменение отраслевой структуры макросистемы приводит к институциональным изменениям в системе управления и регулирования воспроизводства. Изменение структуры субъектов макросистемы происходит под воздействием изменений отношений собственности. Эти отношения опираются на понятие рынка как саморегулирующейся системы, поскольку невозможно рассматривать рыночные отношения сами по себе, в отрыве от носителя этих отношений — экономического субъекта. Действиям последнего присуща ограниченная рациональность, которая обусловлена несовершенством информации и склонностью к оппортунистическому поведению (издержки вымогательства и отлынивания, например, при уплате налогов). Это обуславливает возрастание роли и значения институтов, которые определяют правила поведения экономических субъектов и уменьшают риск возможных потерь.

Добавить комментарий