Сущность и содержание трансформации социально-трудовых отношений в переходной экономике.

Сущность трансформации социально-трудовых отношений в переходной экономике состоит в поэтапном изменении механизмов, регулирующих привлечение, распространение и перераспределение ресурса труда в экономике, формирование цены труда и прочих условий его использования.

По-сути, за достаточно сжатый исторический отрезок времени должен быть осуществлен переход от методов централизованного прямого директивного регулирования сферы занятости к сочетанию двух механизмов.

Первый – рыночный, элементами которого являются спрос на труд и предложение труда; конкуренция – между работодателями за более качественную рабочую силу, между наемными работниками за рабочие места с лучшими условиями найма; система договорных трудовых отношений, как метод достижения баланса экономических интересов субъектов рынка труда; цена труда (заработная плата), в основе своей определяемая перечисленными выше элементами; институты инфраструктуры рынка труда, информационно, организационно и технически обеспечивающие взаимодействие его субъектов.

Второй механизм – государственное регулирование рынка труда, включающий такие элементы, как формирование правового поля взаимодействия его субъектов; косвенное экономическое регулирование с помощью методов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики; формирование системы социальных стандартов и минимальных социальных гарантий в сфере занятости.

Каково же содержание происходящих изменений? Прежде всего, меняется сама концепция занятости.

В централизованной командной экономике она была наполнена не только и не столько экономическим, сколь политическим и идеологическим содержанием, призванным подчеркнуть преимущества социалистического строя.

Декларировалась концепция полной (а точнее – поголовной) занятости, подразумевавшая вовлечение в общественное производство всех трудоспособных членов.

Условиями (а, по-сути, издержками) претворения этой концепции в жизнь являлись:

— неэффективность занятости, воплощенная в содержании огромной избыточной численности работников с низкой производительностью и, соответственно, низким уровнем оплаты;

— ориентация на экстенсивные факторы экономического роста, проявлявшегося в создании новых рабочих мест при физическом и моральном устаревании технической базы;

— сохранение элементов внеэкономического принуждения к труду. Последнее выражалось во всеобщей обязанности трудиться, закрепленной в Конституции страны; моральной, административной, а порой и уголовной ответственности неработающих трудоспособных членов общества, осуждаемых как «тунеядцы».К числу этих элементов можно отнести такие как обязательное распределение выпускников учебных заведений, «добровольно-принудительные» кампании по мобилизации трудовых ресурсов (стройотряды, сельскохозяйственные работы и проч.); в отдельные исторические периоды – законодательное ограничение межтерриториальных перемещений с помощью внутренних паспортов и прописки, а также возможностей смены места работы по собственной инициативе (борьба с текучестью кадров); масштабное использование в народном хозяйстве труда заключенных.

Новая концепция занятости подразумевает прежде всего ее добровольность (что, в частности, нашло отражение в Законе о занятости населения в РФ), как полный отказ от внешнеэкономического принуждения к труду, так как субъектом рынка труда может быть лишь свободный человек, движимый действием экономических стимулов.

Коренным образом меняется понимание полной занятости – как уровня занятости, сочетающегося с естественным уровнем фрикционной и структурной безработицы.

Смена концепции занятости предполагает также выделение понятий эффективной и рациональной занятости.

Эффективная занятость подразумевает такой ее уровень и структуру, которые в данный момент обеспечивают максимальную экономическую отдачу от использования каждой единицы ресурса труда. Естественно, что в условиях экономического спада, в том числе обусловленного трансформационным экономическим кризисом, эффективная занятость может предполагать высокий уровень и длительность безработицы с соответствующими социальными издержками.

Понятие рациональной занятости исходит из сочетания критериев экономической и социальной эффективности и предполагает социально приемлемый для данного этапа развития общества уровень безработицы, учет роста социальной напряженности в обществе с увеличением численности вынужденно безработных, экономические возможности общества по обеспечению для них минимальных жизненных стандартов.

По-сути, переходный период является периодом формирования рациональной занятости, с движением в направлении эффективной в случае ориентации на либеральный тип рынка труда, либо – к полной, при господстве концепции построения социально-ориентированного его типа.

Второй момент, характеризующий содержание перехода к рынку труда тесно связан с изменением концепции занятости. Речь идет о содержании понятия «право на труд».

Для социалистической системы хозяйствования оно подразумевало гарантированное трудоустройство. Более того, ограничение межтерриториальной и межорганизационной трудовой мобильности, неограниченность срока трудовых отношений, крайняя и жесткая регламентация условий найма и увольнения сформировали представление работников о гарантии права на труда, как гарантии занимать конкретное рабочее место.

Переход к «рыночной» трактовке этого права предопределяет, таким образом, не только изменение юридических норм и экономического поведения субъектов рынка труда, но и ломку установившихся психологических стереотипов.

Право на труд понимается как законодательно закрепленное право самостоятельно распоряжаться своей способностью к труду, право на помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, защиту от дискриминации при трудоустройстве и определении условий найма.

Трансформация затрагивает сферу и механизмы распределения и перераспределения ресурса труда в экономике.

В централизованной экономике директивное регулирование формировало и движение ресурса труда – путем централизованных: установления планов по объемам и номенклатуре продукции, нормирования трудозатрат, определения заданий по росту производительности труда, планов (а позднее –лимитов) численности, мероприятий по организованному набору кадров, заданий по их высвобождению, определению масштабов подготовки специалистов различного профиля и их распределения по рабочим местам и т.п.

Одновременно с этим централизованно устанавливаемые, слабодифференцированные ставки заработной платы не оказывали влияния на распределение ресурса труда.

Рыночный механизм подразумевает диверсификацию сфер приложения труда не только по отраслям, но и по секторам экономики, перелив ресурса труда в соответствии с изменениями конъюнктуры на рынке товаров  и услуг и, как следствие, — на рынке труда, усиление ресурсно-распределительной функции заработной платы.

Следует отметить, что в переходный период здесь преобладают стихийные процессы, упорядочивающиеся по мере становления инфраструктуры рынка труда и методов косвенного государственного регулирования – проведения активной структурной, инвестиционной, фискальной, денежно-кредитной политики.

Существенные изменения претерпевает и порядок определения условий найма (порядок приема и увольнения, оплата труда, рабочее время, социальные мотивы и гарантии). От единых, обязательных к применению, жестко регламентированных трудовым законодательством условий, диктуемых единым для всех работодателем-государством, осуществляется постепенный переход к их определению в ходе договорного процесса, фиксированного в индивидуальных трудовых договорах и коллективных соглашениях различных уровней.

Таким образом, условия найма становятся результатом соглашения субъектов рынка труда, существенно индивидуализируются, государственная же регламентация касается лишь минимальных гарантий, обусловленных проводимой политикой занятости и доходов населения.

Переходный период в этой сфере, в частности в России, характеризуется такими особенностями как:

—         сохранение слабоадаптированного к многоукладной рыночной экономике трудового законодательства, перегруженного социальными льготами и гарантиями;

—         систематическое и сознательное нарушение работодателями продекларированных в нем трудовых прав;

—         процессы распада и ликвидации профсоюзов, особенно в сфере малого и среднего бизнеса;

—         несформированность системы социального партнерства и договорных отношений в сфере труда;

—         ярко выраженное неравенство субъектов рынка труда в определении условий найма, в договорном процессе, слабая юридическая защищенность работников;

—         отсутствие аргументированной системы целей, задач, механизмов, критериев государственного регулирования условий найма, определенности в части необходимых масштабов государственного вмешательства.

Все это порождает массу проблем и конфликтов в сфере занятости в переходный период.

Особо это касается проблемы заработной платы.

Исследователи отмечают такие, характерные для начала переходного периода моменты, как невыплаты заработной платы, замена денежных выплат натуроплатой, незащищенность долгов по заработной плате в случае банкротства и ликвидации предприятий, падение цены труда (порой даже ниже воспроизводственного минимума), снижение реальной заработной платы, необоснованную сверхдифференциацию заработной платы по регионам, отраслям, сферам производства и секторам экономики, расширение масштабов теневой заработной платы.

Все это приводит к тому, что заработная плата во-многом утрачивает присущие ей функции. В то же время постепенно происходит становление механизма формирования цены труда в зависимости от рыночной конъюнктуры – особенно это касается первичного рынка труда.

Так, в России, специалисты агентств по найму, занимающихся подбором менеджеров высшего и среднего звена к 1998 могли назвать зарплату специалиста в определенной отрасли с точностью до 10-15%. Характерно, что после кризиса 1998 года разброс оценок составлял уже 50-60%.

Наконец, во время перехода к рыночной экономике существенно изменяется система трудовой мотивации и стимулов к труду.

Определяющее место, особенно в условиях переходного периода, занимают материальные стимулы, причем они дифференцируются как стимулы в виде высокого уровня заработка и в виде гарантированности определенного, более низкого размера заработной платы.

Кроме того, в роли самостоятельного стимула выступает гарантия занятости, снижение риска потери рабочего места.

Становление рыночных механизмов проявляется и в усилении межорганизационной, межотраслевой, межпрофессиональной мобильности рабочей силы.

Добавить комментарий