Финансовое состояние. В условиях рыночных отношений каждое коммерческое предприятие должно самостоятельно заботиться о продолжении своего существования и дальнейшем развитии. Одним из обобщающих понятий, характеризующих деятельность предприятия, является его финансовое состояние.
Финансовое состояние – состояние экономического субъекта, характеризуемое наличием у него финансовых ресурсов, обеспечением денежными средствами, необходимыми для хозяйственной деятельности, поддержания нормального режима работы и жизни, осуществления денежных расчетов с другими субъектами.
Финансовое состояние в значительной степени определяет конкурентоспособность и потенциал предприятия в деловом сотрудничестве. Поэтому важно находить причины резких изменений финансового состояния, прогнозировать дальнейшее развитие событий и своевременно предотвращать или ослаблять неблагоприятные тенденции. Для оценки финансового состояния используется финансовый анализ.
Финансовый анализ
Финансовый анализ – это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности предприятия.
Содержание финансового анализа – оценка финансового состояния предприятия и выявление возможности повышения эффективности его функционирования с помощью рациональной финансовой политики.
Цель финансового анализа – получение информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Основные задачи, решаемые при проведении финансового анализа:
— определение финансового состояния предприятия на момент исследования;
— выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период;
— определение «узких» мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;
— выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния;
— прогноз основных тенденций финансового состояния.
Основные направления анализа:
— анализ структуры Баланса и чистого оборотного капитала;
— анализ деловой активности и оборачиваемости;
— анализ ликвидности и платежеспособности;
— анализ финансовой устойчивости;
— анализ прибыльности и структуры затрат;
— анализ рентабельности.
Существует значительное количество понятий в сфере экономического анализа. Они могут быть сведены в следующую схему (рис. 1).
Рисунок 1 – Классификация видов экономического анализа
Под экономическим анализом понимают анализ в широком смысле, т.е. использование методов и моделей для оценки, осмысления и обоснования явлений или действий в экономике.
В рамках общей экономической теории принято выделять макроэкономику и микроэкономику. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальных экономических систем на основе формирующихся макропропорций. Микроэкономика исследует поведение отдельных экономических субъектов. Совокупности аналитических процедур в системе макро- и микроэкономики называются соответственно макроэкономическим и микроэкономическим анализом.
Анализ деятельности предприятия можно разделить на технико-экономический и финансовый анализ. Технико-экономический анализ включает анализ используемых ресурсов и хода производственного процесса, используя не только денежные, но и натуральные измерители. Финансовый анализ нацелен на анализ финансового состояния предприятия в денежной оценке.
В зависимости от точки зрения на предприятие и доступа к финансовой информации выделяют внутренний и внешний финансовый анализ.
Роль анализа в управлении предприятием. Управление в широком смысле представляет собой процесс целенаправленного непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую через функции управления, образующие непрерывный цикл. Процесс управления предприятием можно представить следующим образом (рис. 2).
Рисунок 2 – Процесс управления предприятием
Из схемы процесса управления видно, что роль анализа в процессе управления состоит в интерпретации информации, возникающей на этапах планирования и учета. На основе этой агрегированной информации затем производится контроль хозяйственных процессов, и принимаются управленческие решения.
Классификация видов экономического анализа. Основные виды экономического анализа и их характеристика по важнейшим признакам классифицируются следующим образом:
1) по отраслевому признаку:
— отраслевой анализ – анализ, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т. д.);
— межотраслевой анализ – анализ, который является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях национальной экономики;
2) по широте изучения резервов:
— внутрихозяйственный анализ – анализ деятельности предприятия и его структурных подразделений с целью выявления внутренних резервов предприятия;
— сравнительный анализ – анализ, при котором для оценки деятельности анализируемого предприятия привлекаются показатели аналогичных предприятий с целью выявления внешних резервов;
3) по времени принятия решений:
— предварительный (прогнозный или перспективный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций с целью определения ожидаемых результатов за длительные периоды времени. Его задачей является выявление закономерностей и тенденций в хозяйственной деятельности предприятия на перспективу. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов;
— последующий (ретроспективный) анализ – это анализ, определяющий эффективность и оценку результатов хозяйственной деятельности за отчетный период (год, квартал, иногда – месяц). Он проводится после совершения хозяйственных актов и используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов. Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период;
— оперативный (ситуационный) анализ осуществляется в ходе хозяйственной деятельности и оперативно воздействует на ее результат в случае изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т. д.). Его цель – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение, а главное его преимущество – возможность воздействия на его результаты в процессе их формирования;
4) по курсу изучаемых вопросов (содержанию аналитической программы):
— комплексный (полный) анализ – это анализ, который охватывает всю деятельность предприятия, т. е. деятельность предприятия изучается всесторонне;
— тематический (локальный) анализ – это анализ, при котором изучаются только отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес, например вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижение себестоимости продукции и пр.
Объекты и субъекты финансового анализа. Финансовое состояние предприятия представляет интерес для разных субъектов экономики. Оценка финансового состояния может проводиться:
— руководителями и соответствующими службами предприятия;
— его учредителями;
— банками и инвесторами;
— поставщиками
— налоговыми органами и т. д.
Сферы интереса и объекты финансового анализа для различных субъектов приведены в таблице 1.
Как правило, пользователи отчетной информации различны, цели их конкретны, а нередко и противоположны. Как правило, выделяют две их укрупненные группы по степени доступа к информации:
— внешние пользователи (поставщики и покупатели, государственные учреждения, мелкие собственники, персонал);
— внутренние пользователи (собственники, менеджмент, кредитные учреждения, инвесторы) и бухгалтеры.
Различие между этими двумя группами пользователей – в располагаемой финансовой информации. Внешние пользователи могут использовать только официальную бухгалтерскую отчетность, в то время как внутренние располагают всей финансовой информацией о предприятии.
Необходимо обратить внимание, что в силу ряда особенностей в доступе к информации такие внешние по отношению к предприятию, как банки и инвесторы, относятся к внутренним пользователям. При этом мелкие собственники и персонал, не имеющие доступа к информации, отнесены к внешним.
Таблица 1 – Партнерские группы и их сферы интереса
Партнерские группы |
Сфера интереса |
Объект финансового анализа |
1. Собственники |
Доходность на вложенный капитал |
Финансовые результаты, финансовая устойчивость |
2. Инвесторы |
Доходность на вложенный капитал, риск вложений |
Финансовые результаты, финансовая устойчивость |
3. Банки |
Возврат кредита и своевременность выплаты процентов |
Кредитоспособность |
3. Руководители (менеджмент) |
Финансовое состояние в целом |
Комплексный финансовый анализ |
4. Персонал |
Своевременная и полная оплата труда, гарантии сохранения рабочего места |
Финансовые результаты предприятия, платежеспособность |
5. Поставщики |
Своевременность оплаты за отгружаемую продукцию |
Платежеспособность |
6. Покупатели (клиенты) |
Своевременность поставок |
Платежеспособность |
7. Налоговые органы |
Своевременная уплата налогов |
Финансовые результаты предприятия |
Основные проблемы в финансовом состоянии организации. Проблемы и затруднения, возникающие в финансовом состоянии организации, в конечном итоге имеют 3 основных проявления.
1. Дефицит денежных средств. Экономическая суть проблемы состоит в том, что у компании в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для своевременного погашения обязательств.
Индикаторы: неудовлетворительные показатели ликвидности, просроченная кредиторская задолженность, сверхнормативные задолженности перед персоналом, бюджетом и кредитными организациями.
2. Недостаточная отдача на вложенный капитал. На практике это означает, что собственник получает доходы, неадекватно малые своим вложениям. Возможные следствия такой ситуации – негативная оценка работы менеджмента организации, выход собственника из компании.
Индикаторы: низкие показатели рентабельности (наибольший интерес представляет рентабельность собственного капитала как индикатор удовлетворения интересов собственника).
3. Низкая финансовая устойчивость. На практике низкая финансовая устойчивость означает возможные проблемы в погашении обязательств в будущем, т.е. зависимость компании от кредиторов, потеря самостоятельности.
Индикаторы: снижение показателя автономии ниже оптимального, отрицательная величина собственного капитала, снижение или отрицательная величина чистого оборотного капитала.
Можно выделить 2 глобальные причины проблем и затруднений, возникающих в финансовом состоянии предприятия.
1. Отсутствие потенциальных возможностей сохранять приемлемый уровень финансового состояния.
2. Нерациональное управление результатами деятельности.
Выяснение того, какая из указанных причин привела к ухудшению финансового состояния предприятия, имеет принципиальное значение. В зависимости от этого осуществляется выбор управленческих решений, направленных на оптимизацию финансового положения компании.