Финансовое состояние. В условиях рыночных отношений каждое коммерческое предприятие должно самостоятельно заботиться о продолжении своего существования и дальнейшем развитии. Одним из обобщающих понятий, характеризующих деятельность предприятия, является его финансовое состояние.

Финансовое состояние – состояние экономического субъекта, характеризуемое наличием у него финансовых ресурсов, обеспечением денежными средствами, необходимыми для хозяйственной деятельности, поддержания нормального режима работы и жизни, осуществления денежных расчетов с другими субъектами.

Финансовое состояние в значительной степени определяет конкурентоспособность и потенциал предприятия в деловом сотрудничестве. Поэтому важно находить причины резких изменений финансового состояния, прогнозировать дальнейшее развитие событий и своевременно предотвращать или ослаблять неблагоприятные тенденции. Для оценки финансового состояния используется финансовый анализ.

 

Финансовый анализ

Финансовый анализ – это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности предприятия.

Содержание финансового анализа – оценка финансового состояния предприятия и выявление возможности повышения эффективности его функционирования с помощью рациональной финансовой политики.

Цель финансового анализа – получение информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Основные задачи, решаемые при проведении финансового анализа:

—               определение финансового состояния предприятия на момент исследования;

—               выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период;

—               определение «узких» мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;

—               выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния;

—               прогноз основных тенденций финансового состояния.

Основные направления анализа:

—               анализ структуры Баланса и чистого оборотного капитала;

—               анализ деловой активности и оборачиваемости;

—               анализ ликвидности и платежеспособности;

—               анализ финансовой устойчивости;

—               анализ прибыльности и структуры затрат;

—               анализ рентабельности.

 

Существует значительное количество понятий в сфере экономического анализа. Они могут быть сведены в следующую схему (рис. 1).

Рисунок 1 – Классификация видов экономического анализа

 

Под экономическим анализом понимают анализ в широком смысле, т.е. использование методов и моделей для оценки, осмысления и обоснования явлений или действий в экономике.

В рамках общей экономической теории принято выделять макроэкономику и микроэкономику. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальных экономических систем на основе формирующихся макропропорций. Микроэкономика исследует поведение отдельных экономических субъектов. Совокупности аналитических процедур в системе макро- и микроэкономики называются соответственно макроэкономическим и микроэкономическим анализом.

Анализ деятельности предприятия можно разделить на технико-экономический и финансовый анализ. Технико-экономический анализ включает анализ используемых ресурсов и хода производственного процесса, используя не только денежные, но и натуральные измерители. Финансовый анализ нацелен на анализ финансового состояния предприятия в денежной оценке.

В зависимости от точки зрения на предприятие и доступа к финансовой информации выделяют внутренний и внешний финансовый анализ.

 

Роль анализа в управлении предприятием. Управление в широком смысле представляет собой процесс целенаправленного непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую через функции управления, образующие непрерывный цикл. Процесс управления предприятием можно представить следующим образом (рис. 2).

Рисунок 2 – Процесс управления предприятием

 

Из схемы процесса управления видно, что роль анализа в процессе управления состоит в интерпретации информации, возникающей на этапах планирования и учета. На основе этой агрегированной информации затем производится контроль хозяйственных процессов, и принимаются управленческие решения.

 

Классификация видов экономического анализа. Основные виды экономического анализа и их характеристика по важнейшим признакам классифицируются следующим образом:

1) по отраслевому признаку:

—               отраслевой анализ – анализ, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хо­зяйства, строительства, транспорта, торговли и т. д.);

—               межотраслевой анализ – анализ, который является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях национальной экономики;

2) по широте изучения резервов:

—               внутрихозяйственный анализ – анализ деятельности предприятия и его структурных подразделений с целью выявления внутренних резервов предприятия;

—               сравнительный анализ – анализ, при котором для оценки деятельности анализируемого предприятия привлекаются показатели аналогичных предприятий с целью выявления внешних резервов;

3) по времени принятия решений:

—               предварительный (прогнозный или перспективный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций с целью определения ожидаемых результатов за длительные периоды времени. Его задачей является выявление закономерностей и тенденций в хозяйственной деятельности предприятия на перспективу. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов;

—               последующий (ретроспективный) анализ – это анализ, определяющий эффективность и оценку результатов хозяйственной деятельности за отчетный период (год, квартал, иногда – месяц). Он проводится после совершения хозяйственных актов и используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов. Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период;

—               оперативный (ситуационный) анализ осуществляется в ходе хозяйственной деятельности и оперативно воздействует на ее результат в слу­чае изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т. д.). Его цель – оперативно выявлять недостатки и воздейство­вать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение, а главное его преимущество – возможность воздействия на его результаты в процессе их формирования;

4) по курсу изучаемых вопросов (содержанию аналитической программы):

—               комплексный (полный) анализ – это анализ, который охватывает всю деятельность предприятия, т. е. деятельность предприятия изучается всесторонне;

—               тематический (локальный) анализ – это анализ, при котором изучаются только отдельные стороны деятельности предприятия, представ­ляющие в определенный момент наибольший интерес, например вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижение себестоимости продукции и пр.

 

Объекты и субъекты финансового анализа. Финансовое состояние предприятия представляет интерес для разных субъектов экономики. Оценка финансового состояния может проводиться:

—               руководителями и соответствующими службами предприятия;

—               его учредителями;

—               банками и инвесторами;

—               поставщиками

—               налоговыми органами и т. д.

Сферы интереса и объекты финансового анализа для различных субъектов приведены в таблице 1.

Как правило, пользователи отчетной информации различны, цели их конкретны, а нередко и противоположны. Как правило, выделяют две их укрупненные группы по степени доступа к информации:

—               внешние пользователи (поставщики и покупатели, государственные учреждения, мелкие собственники, персонал);

—               внутренние пользователи (собственники, менеджмент, кредитные учреждения, инвесторы) и бухгалтеры.

Различие между этими двумя группами пользователей – в располагаемой финансовой информации. Внешние пользователи могут использовать только официальную бухгалтерскую отчетность, в то время как внутренние располагают всей финансовой информацией о предприятии.

Необходимо обратить внимание, что в силу ряда особенностей в доступе к информации такие внешние по отношению к предприятию, как банки и инвесторы, относятся к внутренним пользователям. При этом мелкие собственники и персонал, не имеющие доступа к информации, отнесены к внешним.

 

 

Таблица 1 – Партнерские группы и их сферы интереса

Партнерские группы

Сфера интереса

Объект финансового анализа

1. Собственники

Доходность на вложенный капитал

Финансовые результаты, финансовая устойчивость

2. Инвесторы

Доходность на вложенный капитал, риск вложений

Финансовые результаты, финансовая устойчивость

3. Банки

Возврат кредита и своевременность выплаты процентов

Кредитоспособность

3. Руководители (менеджмент)

Финансовое состояние в целом

Комплексный финансовый анализ

4. Персонал

Своевременная и полная оплата труда, гарантии сохранения рабочего места

Финансовые результаты предприятия, платежеспособность

5. Поставщики

Своевременность оплаты за отгружаемую продукцию

Платежеспособность

6. Покупатели (клиенты)

Своевременность поставок

Платежеспособность

7. Налоговые органы

Своевременная уплата налогов

Финансовые результаты предприятия

 

Основные проблемы в финансовом состоянии организации. Проблемы и затруднения, возникающие в финансовом состоянии организации, в конечном итоге имеют 3 основных проявления.

1. Дефицит денежных средств. Экономическая суть проблемы состоит в том, что у компании в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для своевременного погашения обязательств.

Индикаторы: неудовлетворительные показатели ликвидности, просроченная кредиторская задолженность, сверхнормативные задолженности перед персоналом, бюджетом и кредитными организациями.

2. Недостаточная отдача на вложенный капитал. На практике это означает, что собственник получает доходы, неадекватно малые своим вложениям. Возможные следствия такой ситуации – негативная оценка работы менеджмента организации, выход собственника из компании.

Индикаторы: низкие показатели рентабельности (наибольший интерес представляет рентабельность собственного капитала как индикатор удовлетворения интересов собственника).

3. Низкая финансовая устойчивость. На практике низкая финансовая устойчивость означает возможные проблемы в погашении обязательств в будущем, т.е. зависимость компании от кредиторов, потеря самостоятельности.

Индикаторы: снижение показателя автономии ниже оптимального, отрицательная величина собственного капитала, снижение или отрицательная величина чистого оборотного капитала.

Можно выделить 2 глобальные причины проблем и затруднений, возникающих в финансовом состоянии предприятия.

1. Отсутствие потенциальных возможностей сохранять приемлемый уровень финансового состояния.

2. Нерациональное управление результатами деятельности.

Выяснение того, какая из указанных причин привела к ухудшению финансового состояния предприятия, имеет принципиальное значение. В зависимости от этого осуществляется выбор управленческих решений, направленных на оптимизацию финансового положения компании.

Добавить комментарий