Типы рынка труда и стадии его зрелости

В условиях переходной экономики, наряду с формированием рынков товаров и услуг, капитала, денежного рынка, осуществляется и формирование рынка труда.

«Трансформационный» экономический кризис, присущий, как отмечает ряд исследователей, переходной экономике на ее начальном этапе, неизбежно затрагивает и сферу занятости.

Более того, отмечается, что в России «трансформация трудовых отношений от присущих плановому хозяйству к характерным для рыночной экономики, в настоящее время, существенно запаздывает по сравнению со становлением иных атрибутов рынка (формирования многообразия форм собственности, финансовых и других институтов). Подобное отставание может стать существенным фактором, оказывающим сдерживающее влияние на завершение трансформационного периода. Можно утверждать, что этот период не завершится, если трудовые отношения, становление действенных институтов рынка труда останутся неадекватными другим экономическим трансформациям».

В современной литературе выделяют несколько типов рынка труда, в зависимости от зрелости рыночных отношений, степени и характера их регулирования со стороны государства.

Неразвитый (частичный, фрагментарный) рынок труда, как считает ряд специалистов, имел место и в социалистической системе хозяйствования, однако его функции были крайне ограничены.

Так, Л.А. Костин обосновывает наличие элементов рыночных отношений в условиях централизованной экономики доперестроичного СССР наличием в значительных масштабах, наряду с организованными формами движения рабочей силы, перемещений по инициативе работников и самостоятельного набора кадров администрацией предприятий. Ограниченность, деформированность такого рынка проявлялась, прежде всего в том, что заработная плата строго определялась решениями Центральных органов, а так же в жесткой регламентации прочих условий найма.

Парадоксальной особенностью этого рынка являлся его трудодефицитный характер, систематическое превышение спроса на рабочую силу над ее предложением, особенно ярко проявившиеся к началу 80-х годов (пресловутый «дефицит трудовых ресурсов»).

Наряду с этим, помимо уже указанных значительных масштабов текучести кадров (а значит, по-сути, фрикционной безработицы), имела место и ярко выраженная, но официально не признаваемая региональная безработица, вызванная недостатком рабочих мест – прежде всего среди молодежи в среднеазиатских регионах СССР.

Теневой, или нерегулируемый рынок труда, функционирующий в рамках теневой экономики, подразумевает такую систему социально-трудовых отношений, при которой систематически и сознательно нарушается трудовое, миграционное и налоговое законодательство, избегается контроль со стороны государства, осуществляется уход от налогообложения заработной платы и доходов, за счет чего получается дополнительная прибыль.

Надо отметить, что, говоря о рынке труда, мы относим к теневой деятельности ту, с доходов от которой не платятся налоги, исключая криминальную сферу, к которой неприменима категория «занятость».

Для теневого рынка труда характерно несоблюдение трудовых прав работников, снижение или отсутствие социальных гарантий для них, диктат работодателя, отсутствие договорных трудовых отношений. Высокий удельный вес теневого рынка труда на начальном этапе переходной экономики объясняется неотработанностью налогового законодательства, а также неадаптированностью трудового законодательства к условиям многоукладной экономики, что зачастую делает трудновыполнимым для работодателя соблюдение всех его норм.

В России немалую роль сыграл и высокий уровень отчислений в социальные внебюджетные фонды от суммы средств, направляемых на оплату труда, что, по-сути, на 40% увеличивало издержки на персонал и уводило «в тень» значительную часть заработной платы.

Привлечение работников на теневой рынок труда осуществляется двояко: либо с помощью высоких заработков, либо путем предложения рабочих мест с низкими ставками нелегальным трудовым иммигрантам.

Регулируемый рынок труда формируется при наличии сформировавшихся правовых основ экономического поведения его субъектов, развитости социального партнерства, коллективных и индивидуальных договорных отношений.

Этот рынок предполагает также развитость институтов, обеспечивающих движение рабочей силы.

Такой тип рынка труда тяготеет к либеральной экономической модели (порой  используется термин «либеральный рынок труда»). Характерным примером его являются некоторые европейские страны (например, Франция, США).

Государственное регулирование сферы труда и занятости проявляется здесь прежде всего в формировании правового поля, развитии информационных услуг по вопросам трудоустройства, создании дорогостоящей системы пособий по безработице (европейский вариант); развитии системы общественных работ и создании массы низкооплачиваемых рабочих мест, не требующих высокой квалификации, децентрализации трудового законодательства на уровне штатов (США).

Конкретные вопросы социально-трудовых гарантий в либеральной модели решаются в рамках договорных отношений между работодателем и наемным работником.

Организованный рынок труда, характерный для социально-ориентированной рыночной экономики («скандинавская» модель, к которой тяготеет и ряд европейских стран, таких как Германия) предполагает наличие развитой системы социальных учреждений, обеспечивающих государственные гарантии по защите от безработицы, переподготовку и трудоустройство безработных, оказание им необходимой социальной помощи и поддержки.

В рамках этого типа рынка труда политика занятости является приоритетной составляющей экономической политики государства, что обусловливает значительные государственные расходы на ее проведение.

Рынок труда в переходной экономике характеризуется, по-существу, степенью развитости рыночных отношений, долей теневого рынка, более или менее явно выраженной ориентацией на формирование регулируемого либо организованного рынка труда.

Для условий России, с резкой региональной дифференциацией трудового и инвестиционного потенциала, отраслевой структуры экономики, развитости социальной инфраструктуры, стартовых условий перехода к рынку, характерны и существенные различия в степени зрелости, стадиях становления рынка труда.

Можно[3] выделить три основные типа региональных рынков труда, которые можно отождествляются со стадиями формирования рынка труда в переходной экономике:

—      асиметричный рынок труда, характеризующийся существенными перекосами в соотношении регулируемой и теневой его частей, открытой и скрытой безработицы, диспропорциями в отраслевой структуре занятости (с большим удельным весом неадаптированных к рынку и монополизированных отраслей – градообразующих, ВПК, тяжелой промышленности и т.п.), при стагнации рыночного сектора экономики и неэффективной системе перераспределения рабочей силы;

—      равновесный рынок труда с относительно развитыми его структурами  при переходе от прежней системы полной занятости к системе экономической активности населения в условиях регулируемого роста безработицы и стабилизации социально-трудовых отношений, что проявляется в процессах трансформации скрытой безработицы в открытые формы;

—      диверсифицированный рынок труда, которому присуща высокая степень реструктуризации занятости и саморегуляции, что создает условия для высокой мотивации и мобильности работников. Быстрое развитие рыночного сектора экономики обеспечивает разнообразие форм занятости, что в совокупности с мерами активной политики занятости снижает уровень и продолжительность регистрируемой безработицы.

Добавить комментарий