Управление финансами. Финансовое планирование и прогнозирование

Управление финансами. Финансовое планирование и прогнозирование
Управление — это совокупность приёмов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определённого результата.
В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления.
Объекты управления – разные виды финансовых отношений (финансы предприятий, страхование, государственные финансы). Субъекты управления – организационные структуры, которые осуществляют управление финансами, т.е. финансовые службы предприятий, финансовые органы, государственная налоговая инспекция.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Функциональные элементы управления финансами:
1) Планирование.
Основные задачи финансового планирования:
— определение объемов и источников финансовых ресурсов;
— рациональное распределение;
— стимулирование наиболее эффективного использования между производственной и непроизводственной сферой денежных средств;
— концентрация денежных средств на приоритетных направлениях развития);
2) Оперативное управление – комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа финансовой ситуации с целью получения максимального эффекта при минимуме затрат путём перераспределения финансовых ресурсов. Решение таких задач осуществляется финансовыми управлениями местных администраций, дирекциями внебюджетных фондов, страховых компаний, финансовыми службами предприятий.
Стратегическое управление – это прогнозирование финансов на перспективу, определение объема финансовых ресурсов на целевые программы.
3) Контроль.
Объектом финансового контроля являются денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. В том числе в форме денежных средств на разных уровнях. Сфера финансового контроля охватывает все операции с использованием денег, в некоторых случаях без них (бартерные сделки). В процессе финансового контроля проверяют соблюдение целевого характера использования средств, пропорции перераспределения стоимости валового общественного продукта национального дохода, разработку и исполнение бюджетов, платежеспособность, правильность уплаты налогов.
Законодательные и исполнительные органы власти контролируют деятельность всех экономических субъектов с применением особых методов. Проводится контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценка эффективности хозяйственных операций и целесообразности расходов. Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права государства и его учреждений. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы. Подробнее вопрос «Финансовый контроль» рассмотрим при изучении темы «Финансы предприятия» («Финансовый контроль на предприятии»).
Общее управление финансами РФ осуществляется органами государственной власти, а именно, в управлении участвуют: Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание; территориальные органы представительной и исполнительной власти, органы местного самоуправления.
В компетенцию Федеральных органов исполнительной и законодательной власти входит рассмотрение и утверждение Федерального бюджета и внебюджетных фондов, отчета о его исполнении, установление новых налоговых и неналоговых платежей, определение размеров и условий выплаты пенсий и пособий, разработка финансового законодательства, определение основных направлений финансовой политики Российского государства. Территориальные и местные органы власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и распределение во внебюджетные фонды, помимо этого, разработка территориального и местного финансового законодательства в рамках, утвержденных Федеральным законом, введение и изменение территориальных и местных налогов и неналоговых платежей.
Органы государственной власти и управления, осуществляющие общее руководство страной, выполняют много других экономических, социальных, политических функций, и в силу этого обстоятельства не могут осуществлять детального управления финансовой системой. Для этого необходим следующий финансовый аппарат, осуществляющий непосредственное управление финансами. Структуру управления финансами представим соответственно финансовой системе. Наибольшее значение имеют органы управления госфинансами:
Система Минфина РФ, Минфин РФ, Территориальные финансовые органы, Минфины республик; областные, краевые, окружные финансовые управления — Департаменты Финансов.
Городские и районные финансовые управления (Департаменты)
Низовой уровень
Федеральные Казначейства с территориальными подразделениями, развернутыми во многих городах, районах.
Само Министерство Финансов было создано в 1802 году при Александре I.
Его основные задачи:
1) Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики (изначальная концепция).
2) Составление проекта и исполнение Федерального бюджета.
3) Обеспечение устойчивости госфинансов и активное воздействие на социально-экономическое развитие страны, следить за величиной бюджетного дефицита.
4) Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.
5) Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
6) Мероприятия в области государственных кредитов, привлечение денежных заемных средств в России и за рубежом, предоставление кредитов субъектам хозяйствования, управление госдолгом — все эти действия осуществляются под контролем Правительства РФ.
Прогнозирование финансовое – (англ. financial forecasting)- прогнозирование, опирающееся на научно обоснованные расчеты, предположения о развитии финансов, их объемах и направлениях использования. Финансовое прогнозирование является одним из важнейших этапов финансового планирования. Цель финансового прогнозирования — увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций в экономике в перспективе; оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов; определение вариантов финансового обеспечения; выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок.
Финансовое прогнозирование осуществляется на трех уровнях экономики: общегосударственном, территориальном, хозяйствующих субъектов. На общегосударственном уровне производятся расчеты, с помощью которых формируются финансовые ресурсы страны, определяются направления их развития, составляется сводный финансовый баланс государства. Расчеты позволяют правильнее разрабатывать экономическую и финансовую политику государства. Финансовое прогнозирование увязывается с достижениями научно-технического прогресса, прогнозами изменения ресурсов, цен и др.
Главная черта финансового прогнозирования — вариантность, что позволяет исполнительному органу точнее оценить проблему, выбрать оптимальное решение, предусмотреть последствия от принимаемых решений. Аналогично проводится финансовое прогнозирование на территориальных уровнях (субъекты РФ, муниципальные образования).
Разновидность финансового прогнозирования — прогнозирование бюджетное. Финансовое прогнозирование на уровне хозяйствующих субъектов представляет собой составную часть финансового менеджмента. Оно состоит в разработке путей развития предприятия; определении объема финансовых ресурсов в перспективе, источников их создания и путей наиболее эффективного использования; формировании финансовой стратегии, обеспечивающей предприятию устойчивое финансовое положение, платежеспособность и кредитоспособность. В процессе финансового прогнозирования применяются экономические и финансовые показатели и различные методы. Так, метод экспертных оценок целесообразен, когда прогноз строится на базе оценок, сделанных и обоснованных специалистами. Метод экономико-математического моделирования позволяет учесть влияние на финансовые показатели ряда факторов. С помощью метода экстраполяции определяется перспектива, исходя из практики за предшествующий период. Одним из способов экстраполяции финансовых показателей является построение линий регрессии, надежность которых повышается при использовании многошаговых корреляционных моделей, в которых прогнозируемые финансовые показатели зависят от нескольких переменных величин. В практике финансового прогнозирования применяется чаще всего сочетание разных методов.

Добавить комментарий