Каждая компания нуждается в планировании. Планировать инновационный проект — значит оценить возможности, необходимость и объемы конкурентоспособного производства, определить емкость рынка и его конкретного сегмента, оценить спрос на инновационный продукт или услугу.
Бизнес-план инновационного проекта — это документ, в котором излагаются все основные аспекты проекта, анализируются сложности, которые могут возникнуть, и предлагаются пути решения финансовых и экономических проблем. Такой план позволяет оценить возможности проекта и убедить инвестора в эффективности вложения капитала.
Таким образом, основная задача бизнес-плана – дать целостную системную оценку перспектив проекта. Документ необходим инвестору для определения целесообразности вложения инвестиций; предпринимателю – для разработки программы действий и руководства в процессе реализации проекта; государственным органам – для регулирования и контроля кредитных взаимоотношений.
Структура и содержание бизнес-плана
Так как бизнес-план является средством действенной рекламы для будущих инвесторов и партнеров, документ должен быть написан на деловом языке. Количественная информация, которая описывает разделы бизнес-плана, должна быть четкой и краткой.
Перед непосредственным составлением плана необходима подготовительная работа, а именно:
- Сбор и анализ информации о компании, которая требуется для разработки проекта. Например: данные о персонале, юридические документы, информация о нематериальных активах.
- Определение направленности и масштаба проекта, анализ его конкурентоспособности и эффективности.
- Определение возможностей оснащения предприятия необходимым оборудованием, персоналом и прочими факторами производства.
- Расчет потребности в финансировании и определение основных источников его получения.
- Определение сроков реализации проекта.
Содержание бизнес-плана должно быть представлено в следующей форме:
- Резюме.
Краткое содержание документа для знакомства с проектом.
- Общие предпосылки проекта.
Информация о руководителе проекта, цель, история, месторасположение проекта.
- Характеристика товаров (услуг).
Полное описание инновационных товаров или услуг, визуальное представление продукта.
- Оценка рынка сбыта и маркетинговая стратегия.
Результаты анализа рынка, обоснование маркетинговых стратегий, данные о конкурентах и преимуществах компании.
- Организационная структура управления.
Информация о существующей структуре организации в компании, план внедрения проекта с учетом времени.
- План производства.
Описание технологии производства: сведения о трудовых ресурсах, системе снабжения, квалификации сотрудников.
- Финансовый план.
Информация о себестоимости инновационного продукта или услуги, затраты на реализацию проекта.
Таким образом, отличный способ структурировать информацию о текущем состоянии предприятия, а также улучшить её положение – составить бизнес-план. Для успеха реализации инновационного бизнес-плана, необходим постоянный и оперативный контроль за исполнением плановых показателей с целью положительного конечного результата.
Практика показывает, что отсутствие сбалансированного и постоянно обновляемого бизнес-плана свидетельствует о недостатках в системе управления проектом и негативно влияет на способности привлечения финансирования. Наоборот, надежное планирование обеспечивает определенную надежность финансовых вливаний в проект, что является важным фактором для его эффективного функционирования.